22 августа в Петербурге официально стартовал агитационный период кампании по выборам градоначальника
Избирательная кампания в Санкт-Петербурге, где на пост губернатора претендуют 12 зарегистрированных кандидатов, проходит "нервно", считает зампред горизбиркома Дмитрий Краснянский. Освещать ее намерены 18 радиостанций, 17 телекомпаний, 79 газет и 6 журналов. При этом в горизбирком уже поступило около 30 обращений о нарушениях в СМИ. В основном они связаны с "искусственными", по мнению господина Краснянского, ограничениями сроков предвыборной агитации. Также ведется проверка по "фальшивым типографиям" и акции "Яблоко" без Явлинского", которую господин Краснянский назвал "черным пиаром". Он также пообещал оценить законность появления 80 стендов наружной рекламы организации "Народный контроль", агитирующей за Валентину Матвиенко. По словам господина Краснянского, до вчерашней пресс-конференции никто не обратил на это внимание горизбиркома.
Судебных дел по незаконной агитации в СМИ пока возбуждено немного. Как сообщила "Ъ" заместитель руководителя Северо-Западного управления Минпечати Ирина Никифорова, в это ведомство поступили 5 обращений горизбиркома по поводу нарушений в региональных СМИ, два из которых уже направлены в суд. По информации "Ъ", в горизбиркоме находится еще около двух десятков подобных жалоб. Кроме того, 5 фактов незаконной агитации в федеральных СМИ переданы в Минпечати в Москву.
В то же время министерство проигнорировало две наиболее громкие жалобы на преждевременные публикации в "Российской газете" и "Метро", связанные с кандидатом в губернаторы полпредом президента в Северо-Западном округе Валентиной Матвиенко. Усмотрев в них признаки агитации, горизбирком немедленно переадресовал обе статьи в Северо-Западное управление Минпечати для принятия административных мер. Однако, как сообщила "Ъ" госпожа Никифорова, санкции к этим изданиям не применимы, поскольку материалы были опубликованы до 19 июля (когда вступили в силу изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность СМИ в ходе предвыборной кампании). В свою очередь, автор одной из жалоб эксперт Госдумы Борис Вишневский заявил "Ъ", что считает бездействие Минпечати незаконным, утверждая, что штраф за несанкционированную агитацию предусматривался и в старой редакции упомянутого Кодекса, хотя и в меньших размерах. Он также сообщил, что не получил ответа из горпрокуратуры по жалобе на действия одного из руководителей муниципального образования, незаконно агитировавшего в СМИ за Валентину Матвиенко.
С 22 августа в Петербурге и за его пределами закон позволяет публиковать любые материалы, оплаченные из избирательного фонда кандидата, в его поддержку или против его конкурентов. При этом кандидату запрещено оплачивать агитацию за другого участника избирательной кампании. Что касается телерекламы, ее в предстоящих выборах будет больше обычного. Главный региональный канал ТРК "Петербург" в течение месяца будет бесплатно предоставлять час эфира в день на всех кандидатов (по 30 минут - для городской и областной кампании). Косвенные убытки телекомпании, по словам гендиректора телекомпании Игоря Игнатьева, составляют около $30 тыс. (по средним расценкам на спонсорское производство программ). В свою очередь, Алексей Южанов - гендиректор компании "Медиа Интернешнл", продающей рекламу на ТРК "Петербург", сообщил "Ъ", что продажа предвыборного эфира ведется "активно" и "несколько кандидатов уже полностью выкупили свое рекламное время". Потеря рейтинга канала в связи с таким объемом предвыборного эфира господина Южанова не беспокоит. По его мнению, телеверсия губернаторских выборов обещает быть интересной.