Анна Маркова: Мне угрожали дорожно-транспортным происшествием
В вице-губернаторе Анне Марковой давно видели потенциального кандидата на губернаторский пост. Ее недавнее заявление с трибуны ЗакСа о том, что баллотироваться она будет непременно, буквально взорвало хрупкое политическое равновесие Петербурга. О причинах такого поступка, о том, что происходило в эти дни за политическими кулисами, с Анной МАРКОВОЙ беседует Игорь СИДОРОВ.
- Анна Борисовна, что послужило толчком для вашего выступления? Почему вообще вице-губернатор Санкт-Петербурга вдруг взяла слово и высказалась на тему, не предусмотренную повесткой дня заседания ЗакСа?
- Я просила слова как раз в рамках регламента, и я имею на это право как вице-губернатор.
Мне хотелось сказать о том, что зреет давно. Сейчас только человек, не наблюдающий за событиями в городе, не видит странной ситуации. Полномочный представитель президента регулярно выходит в эфир по городским проблемам, причем достаточно некорректно и жестко. В полпредство вызываются вице-губернаторы, делаются заявления: "в 24 часа решить эту проблему!". Если проблема есть, она не решается в 24 часа. Все это слегка напоминает "пятилетку в четыре года"...
- Вспомним момент назначения Валентины Ивановны на пост полпреда. Отношения между Смольным и Петровской набережной резко тогда изменились: полпред и губернатор улыбались друг другу. Это время так быстро прошло?
- На самом деле это было единение в пределах празднования 300-летия Петербурга. У полпреда и губернатора была общая задача, которая решалась на фоне жесткого - и вполне естественного - давления Москвы. Праздник должен был пройти хорошо.
Но праздник миновал. Все видят, что городом сейчас руководит - или по крайней мере пытается это делать - полпредство.
- Необходимо было проводить праздник - полпред и губернатор дружили. Подступили выборы - дружба врозь. Это естественно: когда наступает избирательная кампания, ее участникам не до сантиментов. Начинается резкая критика конкурентов, и уходящий губернатор очень удобная для этого фигура.
- Я думаю сейчас не о фигурах, а о об общих принципах демократии. Я действительно считаю, что то, что завоевали последовательно Собчак и Яковлев - традиции проведения в Петербурге по-настоящему свободных выборов, - имеет огромную ценность и для города, и для России в целом. Разговор сегодня идет об изменении срока губернаторских выборов и переносе их на сентябрь...
- На сентябрь? Откуда у вас такая информация? Насколько она точна?
- Я бы не хотела отвечать на этот вопрос. Мне не хотелось бы раскрывать источник информации.
- Но он есть?
- Конечно, есть. И это не губернатор... Если губернаторские выборы пройдут в сентябре, за оставшееся время кому-то раскрутиться на этом "рынке" очень тяжело. Будут иметь решающее преимущество только те фигуры, которые сейчас находятся в поле зрения будущего избирателя. И, конечно, полпред, постоянно мелькающая на экранах телевизоров.
- Понимаете ли вы, что своим заявлением, скорее всего, уничтожили собственную карьеру?
- Наверное, если бы я заняла сейчас другую позицию, то могла бы получить предложение и о дальнейшей работе в администрации...
- Вы для себя такую возможность допускали?
- Абсолютно. Не только допускала, но, будем говорить так, я ее имела.
- То есть в каком-то кабинете вам были сказаны соответствующие слова, сделаны какие-то предложения? А сейчас те люди, которые тогда с вами разговаривали, и смотреть в вашу сторону не хотят?
- Примерно. У меня есть соответствующее образование, управленческий опыт достаточен, чтобы такие предложения получать. И я их получала.
- Судя по всему, путь в федеральные структуры власти для вас теперь закрыт. Вы вступили в открытую борьбу с Матвиенко, и отношение к вам федеральных структур будет зависеть от того, действительно ли нынешний полпред - "президентский кандидат" в губернаторы.
- Я такую вероятность допускаю. Но, может быть, пора самому президенту сказать, так ли это? Пусть он заранее произнесет какие-то слова в поддержку Валентины Ивановны, и это сразу прояснит ситуацию. Именно Законодательное собрание обладает тем потенциалом, который позволит ему выступить в защиту демократии. Даже обратиться к президенту по поводу его позиции на губернаторских выборах.
- Откровенно говоря, ваш пассаж по поводу Законодательного собрания я воспринял как некую фигуру речи. Трудно представить, чтобы собрание, у которого сложились явно не лучшие отношения с исполнительной властью, вдруг обратилось к президенту с вопросом - делегируете вы, господин президент, своего полпреда в губернаторы Санкт-Петербурга или нет? Неужели вы допускаете такую возможность?
- Речь ведь сейчас не о третьем сроке для Яковлева. Речь - о соблюдении принципов демократии в городе. А этот вопрос уже напрямую касается самого Законодательного собрания как органа представительной власти. Нынешняя ситуация - угроза для него самого в первую очередь. Президент будет 16 июня в Петербурге на заседании Госсовета. Возможно, с ним будут какие-то контакты по этому поводу.
- Вы предупреждали губернатора о том, что выступите?
- Владимир Анатольевич не знал об этом. Если бы я предупредила губернатора о готовящемся заявлении, то поставила бы его перед дилеммой: санкционировать его или нет.
- Губернатор вряд ли похвалил вас на следующее утро.
- Я бы сказала, для него это был шок. Думаю, эта ситуация доставила губернатору неприятные минуты, заставила вести неприятные разговоры.
- Вы говорили, что на вас давили. Это давление происходило до или после вашего заявления?
- Давили и "до того". - Почему? В вас увидели потенциального конкурента?
- Мой приход в Смольный с самого начала вызвал вал публикаций. Полагаю, когда Валентина Ивановна пришла в Петербург, ее аналитики уже дали ей материалы на меня. Возможно, меня стали рассматривать как конкурента.
- Анна Борисовна, как чувствуете вы себя в этой ситуации?
- Я уже говорила, что мне угрожали дорожно-транспортным происшествием.
- Я не об уголовщине. Давление на неугодного человека может вестись по двум линиям: неправовой - это когда встречают вечером и бьют по голове монтировкой, и правовой - когда заводят, например, уголовное дело...
- Подашь заявление "по собственному" - не возбудим дело, а не подашь - возбудим? Какое же это правовое поле?
- "Правовой" метод эффективнее: завести уголовное дело можно на любого чиновника. При большом желании вас есть чем прижать?
- Конечно. Сейчас ведь даже по публикации в газете можно завести уголовное дело. Чтобы проверить "изложенные факты".
- Вы будете баллотироваться в любом случае? Не передумаете через месяц ?
- Я уже определилась. Такими заявлениями не бросаются.
- Не секрет, что губернаторы на 90 % делаются в Москве, в администрации президента. Как вы полагаете, есть у вас шанс договориться с людьми президента, убедить их в том, что в интересах стабильности в северной столице России рационально поддержать именно вас?
- Теоретически это возможно... Но дело не в этом. Пошла информация, что в губернаторы может баллотироваться Сергей Глазьев, может быть - Геннадий Селезнев. Возможно, выглянет такой кандидат, что весь Петербург скажет: вот наш губернатор!
На этих выборах выиграет тот, чья кампания будет базироваться на истории и культуре Петербурга, кто будет применять корректные методы.
Известия-СПб
11.12.2003
Известия-СПб ,
12.06.2003