Сделать Петербург городом, привлекательным для туристов – по мнению городской администрации, одна из основных задач. Между тем, в связи с грядущим юбилеем и – как следствие – наплывом «высоких» и не очень гостей – возникают проблемы у туристических предприятий города – им негде разместить своих клиентов.
Грядущее 300-летие призвано стать не просто юбилеем – это своеобразная PR-акция мирового масштаба, одна из целей которой – показать миру Петербург как город больших возможностей. В том числе и в плане туризма.
Однако представители туристических предприятий высказывают предположения, что в мае-июне поток туристов может не только не прибавится, а даже убавиться. Причина очень простая – турфирмам негде размещать своих клиентов – в гостиницах уже на сегодняшний день не хватает мест.
Например, только одна крупная туристическая компания, по словам ее руководителей, была вынуждена отказать более чем 1500 клиентам в приеме в Петербурге по этой причине. Руководители туристических компаний предполагают, что все уже забронировано для официально приглашенных гостей.
Собственно, странно, что Петербург испытывает проблемы с размещением туристов: по данным Комитета по туризму и развитию курортов городской администрации, на сегодняшний день в нашем городе расположено 130 гостиничных объектов «емкостью» в 15 тысяч номеров или 29, 3 тысячи гостиничных мест. Из этого количества 6 гостиниц – 1-го класса, 28 крупных и 20 малых гостиниц – среднего класса, 6 крупных и 34 малых - экономического класса. Остальные гостиницы отнесены к ведомственным.
Гостей всех уровней, как ожидается по подсчетам администрации, должно прибыть в Петербург около 15 тысяч – то есть, почти вдвое меньше, чем мест в гостиницах. Тем не менее, проблемы с размещением на этот период у турфирм присутствуют.
В чем причина таких «нестыковок» - трудно сказать. Как уже было сказано, сотрудники туристических предприятий предполагают, что дело в том, что большинство мест уже забронировано для гостей к 300-летию. Причем, возможно, мест забронировано больше, чем прибудет гостей – так, на всякий случай. Бронировать, естественно, начали задолго до юбилея, поэтому уже в начале-середине весны найти свободные места для клиентов турпредприятий было довольно проблематично.
Впрочем, работники турфирм не исключают, что сейчас гостиницы просто перестраховываются и в последний момент свободные места все-таки появятся. Однако клиентов на поездку в Петербург из-за границы за короткий срок найти будет непросто или даже невозможно. Нужно знать иностранцев – у них такие поездки обычно планируются чуть ли не за год вперед. Со своей стороны, турпредприятие тоже не может тянуть «до последнего» – им нужно гарантировать клиентам достойное размещение.
Положение осложняется еще и тем, что, по мнению некоторых представителей туристического бизнеса, в нашем городе не особо широкий выбор отелей. Например, корреспонденту «Фонтанки» рассказали такую историю: из-за границы пришел запрос, в котором просили забронировать на определенную дату номер в 4-звездочном отеле. В Петербурге, как выяснилось, этой категории соответствуют только две гостиницы – «Пулковская» и «Прибалтийская». Ни в той, ни в другой мест не было, о чем турпредприятие с сожалением оповестило заказчика. Из-за границы приходит ответ: «А вы не могли бы проверить другие 4-звездочные гостиницы вашего города?»... Никому в голову не может прийти, что в городе с почти 5-миллионным населением – всего две 4-звездочные гостиницы.
Однако, как выяснилось, в юбилейный год даже заранее заказанная гостиничная бронь для туристических компаний не является панацеей. Например, руководители одного крупного петербургского турпредприятия рассказали корреспонденту «Фонтанки» такую историю: еще в октябре прошлого года они забронировали на первые числа мая 2003 номера для представителей двух бельгийских фирм в известной петербургской гостинице. Гостиница бронь подтвердила. А в середине марта, когда до приезда бельгийцев оставалось полтора месяца неожиданно отказала – дескать, в связи с мероприятиями не можем принять ваших клиентов. Бельгийцы уже визы оформили, авиабилеты купили – причем, повторюсь - не на юбилейную декаду, а на первые числа мая. Попытаться переселить делегацию в другую гостиницу, конечно, можно (и то не факт, что будут свободные места), однако это потребует дополнительных моральных и материальных затрат. Положение осложнялось еще и тем, что бельгийцы в прошлом году приезжали в Петербург и из всех предложенных гостиниц выбрали одну. В общем, солидное турпредприятие может потерять клиента.
Справедливости ради надо сказать, что такие случаи – скорее исключение, чем правило. Будем надеяться, что в юбилейный год туристическим предприятиям все-таки удастся обойти проблемы и принять своих гостей.
P.S. В конце апреля КТРК организовал рабочую встречу руководителей 90 турфирм, работающих на прием туристов в СПб, и журналистов с представителями Администрации СПб, АП “Пулково”, представительства МИД в СПб, Управления паспортно-визовой службы СПб и Ленобласти, Октябрьской железной дороги по вопросам готовности города к проведению юбилейных мероприятий.
Фонтанка.Ру
03.05.2003