Изменения в силовых ведомствах могут стать образцом для перемен в экономическом блоке
Вместо длительной подковерной борьбы чиновников с вовлечением СМИ изменения структуры силового блока произведены на удивление функционально и четко.
Президент провел изменения его структуры силового блока решительно и комплексно, хотя очевидно, что перемены готовились долго и тщательно. Несмотря на просочившиеся в СМИ слухи предстоящие решения до последнего момента оставался тайной. Не случайно, например, всего за несколько часов до новых назначений агентства все еще сообщали о поездке директора погранслужбы в Киргизию, где Константин Тоцкий должен был возглавлять совет погранвойск СНГ.
Принципиальной характеристикой новых назначений является их функциональность. Одним из главных мотивов выделения из бывшего КГБ погранслужбы и ФАПСИ было желание уменьшить опасность противодействия новой демократической власти со стороны «всесильного КГБ». Однако сегодня «всесильное ФСБ» не представляет реальной опасности для конституционных основ демократии в России. А с точки зрения функциональной нахождение пограничников и спец-связистов в структуре ФСБ выглядит вполне рациональным. Также функционально-разумным является и создание нового Госкомитета по контролю за оборотом наркотиков.
Стиль кадровых и структурных решений президента может служить образцом для предстоящих изменений в правительстве, в частности, в его экономическом блоке. Давно обсуждавшиеся слияния министерства транспорта и МПС, или, например, превращение министерств из отраслевых штабов в политически ответственные органы также могут быть проведены решительно и функционально.
Хотя на несовершенство структуры правительства (и соответственно затянутую процедуру согласований) правительству указывают уже два года подряд, однако дальше разговоров о «тонкой настройке» или концепции реформы исполнительной власти дело пока не продвинулось. В своих программных документах правительство признает, что «необходимо произвести оптимизацию структуры исполнительной власти; ввести систему бюджетирования по результатам; расширить участие институтов гражданского общества в выработке важнейших решений».
Сегодня в проекте среднесрочной программы правительства можно увидеть четкое разделение всех нынешних министерств и ведомств на четыре сорта:
- правоустанавливающие (министерства, разрабатывающие политику - например, нынешнее Минэкономразвития),
- правоисполнительные (министерства, регулирующие и исполняющие принятые решения - например, нынешнее МВД или Министерство по налогам и сборам)
- оказания государственных услуг (например, Минздрав, или частично Минсвязи) и управления государственным имуществом (например, нынешнее Минимущества),
- контроля исполнения и надзора (агентства, созданные на базе нынешних Госкомстата или Госстандарта),
- есть также сообщения о существенном усилении полномочий Аппарата правительства.
«При этом количество органов, принимающих политические решения, значительно сократится» - уверены авторы новой среднесрочной программы правительства. А поскольку концепция реформы правительства должна увидеть свет уже в этом году, следует ожидать значительную миграцию чиновников экономического блока.
Страна.Ру
12.03.2003