Лениградская Правда
24 NOVEMBER 2024, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Угроза войны в Ираке уже несколько месяцев дестабилизирует мировую экономику
3.03.2003 00:01
Потребители сокращают расходы, компании заморозили капиталовложения, инвесторы переводят средства в гособлигации и золото, цена нефти приближается к $40 за баррель. Бизнес начал всерьез готовиться к войне: наращивать запасы в безопасных регионах, менять транспортные маршруты, страховать военные риски.

Энергетический шок

Цены на нефть, и без того уже поднявшиеся на уровень предыдущей войны в Персидском заливе, могут подскочить еще выше из-за дестабилизации положения в богатом нефтью регионе. Боящиеся энергетического шока импортеры начали усиленно запасаться топливом. Четвертый импортер нефти в мире - Южная Корея, покупающая более 70% нефти на Ближнем Востоке, планирует в марте снизить пошлины на импорт нефти и нефтепродуктов на 2 процентных пункта до 3% и 5% соответственно. Дополнительный сбор за ввоз в страну нефти и нефтепродуктов был снижен неделю назад на 43% и будет снижен еще на 50% - до 4 вон ($0,003) за литр. Сеул даже ограничил использование автомобилей госслужащими и частично отключил уличное освещение. Чтобы уменьшить зависимость от ближневосточной нефти, Китай увеличил ее закупки в России, Казахстане, Судане и Нигерии и объявил о планах создать собственные резервы объемом 20 млн т.

Клод Мандиль, исполнительный директор Международного агентства по энергетике (IEA) , пообещал в случае начала войны выделить нефть из стратегических резервов, которые составляют 4 млрд баррелей. Этого хватит, чтобы в течение 114 дней обеспечивать топливом 26 развитых стран, входящих в организацию. Поставки могут быть организованы в течение нескольких часов после начала войны и составлять до 12 млн баррелей в день; это в семь раз больше, чем добывает сегодня Ирак. США тоже готовы обратиться к своим резервам.

Война может прервать поток нефти не только из Ирака, но и из соседнего Кувейта, который экспортирует почти все добытое сырье (около 2 млн баррелей в день, или 2,7% мировой добычи). Если владельцы танкеров не пожелают заходить в Персидский залив (кувейтские экспортные терминалы расположены недалеко от границы с Ираком) , власти намерены вывозить нефть за пределы Залива собственными танкерами. "Доставка - ахиллесова пята нашей отрасли, - говорит Надир Султан, гендиректор госкомпании Kuwait Oil. -

Но самый кошмарный сценарий - это применение [Ираком] химического оружия". Ирак разместил у кувейтской границы ракеты, которые, как утверждают западные разведслужбы, могут нести химические или биологические боеголовки. "Ирак способен применить против северного Кувейта оружие массового поражения, - говорит Роджер Дайван, аналитик вашингтонской консалтинговой компании PFC Energy. - Вероятность этого - 15 - 20% ".

Нефтяная компания ВР в феврале уже эвакуировала из Кувейта две трети персонала. А "ЛУКОЙЛ-Оверсиз", по словам руководителя пресс-службы Кирилла Смолякова, координирует планы по эвакуации сотрудников из Ирака с российским посольством. Объектов, которые могли бы пострадать от бомбардировок, у компании в Ираке нет.

В небе и на море

Война в Персидском заливе может оказать самое непредсказуемое влияние на мировой судоходный бизнес, полагает заместитель гендиректора "Совкомфлота" Игорь Борисенко. Скорее всего перевозки из района Персидского залива, Красного моря будут сокращены; поставки же нефти из других регионов возрастут. "Если возникнут проблемы с проходом через Суэцкий канал, придется возить грузы вокруг Африки и возрастет спрос на крупнотоннажные суда. Но это маловероятно", - говорит Борисенко.

А General Motors и Toyota серьезно относятся к возможному нарушению сообщения через Суэцкий канал. Они дали указание своим азиатским поставщикам создать на европейских предприятиях этих компаний 10-дневный запас запчастей. По оценке Сингенобу Утикава, старшего вице-президента Toyota Motor Europe, транспортировка вокруг Африки увеличивает стоимость доставки грузов на 30%. Однако складирование запчастей тоже приведет к росту затрат: в последние 20 лет автопроизводители работали "с колес", чтобы сократить расходы на хранение. По оценке японской судоходной компании Nippon Yusen, возящей нефть и сжиженный газ с Ближнего Востока, ее ущерб от закрытия входа в Персидский залив составит $25,4 млн в месяц.

А авиакомпании уже приступили к переориентации своих маршрутов. Неделю назад British Airways и Lufthansa сократили полеты в страны Персидского залива и перевели расквартированные в регионе транзитные экипажи на Кипр. По словам заместителя гендиректора "Аэрофлота" по связям с общественностью Льва Кошлякова, из-за войны в Ираке может быть закрыто воздушное пространство таких стран, как Иран, Ливан, Кипр, Турция (в двух последних есть базы НАТО). "Время полета до близких к Ираку стран, например ОАЭ, может увеличиться, но вряд ли больше, чем на час. Возрастут расходы на топливо и страховку военных рисков", - говорит Кошляков. По оценке Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) , в случае начала войны объем мирового рынка пассажирских авиаперевозок сократится на 15%.

Переоценка рисков

Дмитрий Джафаров, директор департамента "Аэрофлота" по управлению рисками и страхованием, говорит, что страховщики сейчас переоценивают риски. Конкретные же решения будут приняты в течение двух дней после начала войны. "Страховщик может вообще отказаться от условий страхования и повысить ставку. От первой угрозы спастись нельзя, вторая приведет к росту стоимости страховки и билетов", - говорит Джафаров.

Илья Кабачник, исполнительный директор специализирующейся на страховании авиационных рисков компании "АВИКОС", считает вполне вероятным повышение тарифов на перестрахование на Западе. По мнению первого заместителя гендиректора "РОСНО" Леонида Меламеда, прежде всего подорожает перестраховочная защита морских, авиационных рисков и страхование грузоперевозок.

А "Совкомфлот" уже договорился со страховщиками насчет возможной дополнительной страховки по военным рискам; оплачивать же ее в большинстве случаев придется клиентам. (Использованы материалы FT, WSJ).

ОПЕК БЕССИЛЬНА

Цены на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) подобрались к отметке $40 за баррель. На торгах в четверг апрельский фьючерс стоил $39,99; правда, к вечеру пятницы цена упала до $36,6. Представители ОПЕК заявляют, что в нынешних условиях даже увеличение нефтедобычи не сможет остановить рост цен. По словам высокопоставленного чиновника одной из стран - членов ОПЕК, организация может снять все ограничения на добычу на своей встрече 11 марта или даже раньше, но "сегодня фонды, трейдеры и спекулянты на NYMEX сильнее нас".

Ведомости

3.03.2003


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru