Основные усилия NASA направлены на выяснение причин катастрофы. Версия об отказе системы термоизоляции космического челнока по-прежнему остается основной. Но теперь эксперты говорят о двух возможных причинах такого отказа.
Согласно самым первым предположениям, от шаттла отвалились десятки, возможно и сотни, термоизолирующих плиток, которые должны защищать поверхность корабля от перегрева. Такое нарушение защитного покрытия, по мнению экспертов, вполне могло стать причиной гибели космического корабля. Но в последние сутки эксперты все чаще говорят о еще одной возможной причине катастрофы – повреждении «ахиллесовой пяты» шаттла – крышки блока шасси. По данным NASA, еще при взлете этот элемент конструкции был поврежден куском теплоизоляции внешнего главного топливного бака ракеты-носителя. На кадрах, запечатлевших взлет челнока, отчетливо видно, как фрагмент изолирующей пены ударяет по левому крылу шаттла.
Согласно последним заявлениям источников в NASA, для этого полета Columbia насадили не на стандартную ракету-носитель, а значительно более тяжелую, чем использовавшиеся ранее.
Эксперты полагают, что это обстоятельство не было учтено при подготовке полета. Из-за лишнего веса, говорят специалисты, и могли отслоиться фрагменты изолирующей пены, которые ударили по левому крылу шаттла при его взлете. В результате такого воздействия в защитной крышке шасси образовалась трещина. Она не давала знать о себе вплоть до начала спуска. Однако при вхождении корабля в плотные слои атмосферы трещина увеличилась, в результате чего произошло воспламенение внутренней проводки, узлов шасси и механизмов, находившихся в левом крыле челнока. Начало этого перегрева как раз и зафиксировали датчики шаттла за 16 минут до посадки. Версию о разрушении защитной крышки шасси предстоит проверить специальной комиссии, которая отправляется на завод Lockheed-Martin, где производилась сборка топливного бака Columbia.
Тем временем продолжаются поиски обломков космического челнока, а также фрагментов тел погибших астронавтов. Обломки шаттла рассыпаны на огромной территории сразу пяти штатов. Больше всего их на востоке Техаса. По последним данным, в техасском округе Сэбин обнаружена носовая часть челнока. По данным CNN, нос шаттла зарылся глубоко в землю и не подвергся разрушениям. В ближайшее время начнется извлечение обнаруженных обломков.
Напомним, что ранее на территории техасского округа Накодочес был обнаружен большой кусок передней части фюзеляжа Columbia вместе с фрагментами кабины. Водолазы продолжат поиск большого куска корабля в водоеме в районе границы между штатами Техас и Луизиана. Между тем в Техасе началось повальное воровство обломков челнока. Местные жители уносят кусочки Columbia на память, несмотря на многочисленные предупреждения и угрозы властей. По сведениям Washington Post, только в техасском округе Накодочес украдено около 100 неохраняемых обломков шаттла. Все это весьма затруднит выяснение причин аварии.
Информация об обнаружении тел всех погибших астронавтов не подтверждается. По словам сотрудника NASA Роба Навиаса, обнаружены лишь обугленные фрагменты нескольких тел. По данным CNN, их генетическая экспертиза будет производиться там же, где делали анализ ДНК погибших членов экипажа челнока Challenger, – в одной из лабораторий Пентагона. По другим данным, генетическая экспертиза пройдет в штате Делавэр. Что касается обнаруженных обломков, они свозятся в основном на военную базу Форт-Уэрта (штат Техас) и на базу ВВС США Барксдейл в штате Луизиана.
Газета.Ру
04.02.2003