Эрмитаж после выставки «Фаберже — ювелир императорского двора» представил результаты исследования ряда экспонатов из частных коллекций, в подлинности которых усомнились эксперты.
В сообщении на сайте Эрмитажа сказано, что исследование предметов «выявило богатую историю бытования вещей, наличие многочисленных реставраций, починок, переделок, добавлений», что показало разницу между музейной и коммерческой реставрациями.
Все эти результаты не противоречат, в целом, атрибуциям владельцев, но ставят их в зависимость от документальных, исторических и искусствоведческих аргументов.
Так, согласно исследованию Эрмитажа, на императорском пасхальном яйце с сюрпризом в виде курочки, в подлинности которого сомневались специалисты, есть «грубые потеки клея, свидетельствующие о поздней неумелой реставрации изделия», но это произведение выполнили в 1895-1897 годах, а не в XXI веке, как считали эксперты.
Экспертиза показала, что императорское пасхальное яйцо «Юбилейное свадебное», которое эксперты также называли современной подделкой, изготовили в 1904 году, а «императорский провенанс полностью подтвержден архивными документами».
В январе известный арт-дилер Андрей Ружников написал открытое письмо, в котором усомнился в подлинности нескольких предметов, представленных на выставке «Фаберже — ювелир Императорского двора» в Эрмитаже. По его словам, «под видом произведений прославленного мастера зрителям были представлены не просто спорные или сомнительные предметы, а откровенные подделки». Он назвал произведения из частных коллекций «вульгарным новоделом», созданным в XXI веке. Некоторые европейские эксперты также выразили сомнения в подлинности предметов.
Как писала «Русская служба Би-би-си», экспонаты, в подлинности которых усомнились эксперты, принадлежат двум частным коллекциям. Одна из них связана с бизнесменом Константином Голощаповым, которого СМИ называли «близким другом» и «массажистом» президента России Владимира Путина.