Правительство Калининградской области и АО «Калининградский янтарный комбинат» (находится под контролем «Ростеха») озаботились размытием песчаных пляжей береговой полосы Балтийского моря. Добытчики уверены: если государство не вложит деньги в строительство инженерных сооружений, обеспечивающих сохранность калининградских песчаных дюн, янтарь уйдет под воду, точнее море затопит янтарные карьеры.
В связи с этим правительство РФ поручило Минпромторгу, Минприроды и Росприроднадзору разработать «план мероприятий, включающих компенсационные и защитные меры, направленные на сохранение технологической схемы добычи янтаря». План должен быть утвержден до 25 февраля и предполагает перераспределение средств за счет ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса на период до 2020 года».
Цена вопроса пока не разглашается, но ее можно спрогнозировать. Если учесть, что предприятие «Балтберегозащита», занимаясь восстановлением калининградских пляжей и променадов, осваивает ежегодно сотни миллионов рублей. До 2020 года на его работу планируется потратить более 230 млн. рублей. Часть из них уже ушла на сооружение и установку так называемых береговых габионов. Хотя габионы были придуманы для защиты от наводнений побережий рек и низменностей. Где не бывает шквальных ветров и штормов.
Именно это казенное учреждение, скорее всего, и будет заниматься защитой янтарных карьеров от затопления. Но будет ли это сделано надежно и профессионально?
В 2014 году, например, немецкие специалисты предлагали «Балтберегозащите» защищать местные пляжи от штормов, а также Янтарный комбинат при помощи геотуб – синтетических ёмкостей, заполняемых песком. которые помещаются на необходимые участки побережья. Ноу-хау широко применяется по всей Европе, а также в странах Персидского залива.
Но в «Балтберегозащите» от этого новшества отказались. И продолжили использовать тяжелый щебень, хотя добыча и перевозка делает его «золотым». Но ведь деньги выделяются из госбюджета, так что какая разница?
Хотя почему так необходимо бюджетное финансирование? «Калининградский янтарный комбинат» и сам зарабатывает неплохо: добывает более 300 тонн янтаря в год и наращивает объемы поставок необработанного сырья в Китай. Да и глава комбината, в прошлом нефтяной магнат, - Виталий Мащицкий, - человек не бедный, он участник списка Forbes с состоянием $650 млн.
Сотни миллионов долларов Машицкому принесла удачная продажа «Сиданко» (Ангарская нефтехимическая компания и Хабаровский НПЗ) ЮКОСу Михаила Ходорковского и группе «Альянс» Мусы Бажаева. Часть вырученных от продажи нефтяных активов денег бизнесмен вложил в алюминиевые заводы Румынии и Китая, объединив их в компанию Vimetco, который стала частью «Ви Холдинга».
Но вряд ли Машицкий будет тратить свои миллионы на спасение янтарных карьеров с помощью давно устаревших технологий «Балтберегозащиты». Проще их взять у государства, учитывая лоббистские возможности его друга детства гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова.