Во вторник, 24 ноября, протест дальнобойщиков против системы «Платон» выплеснулся на улицы Петербурга. Водители устроили акцию «Улитка». Это когда фуры двигаются с минимальной разрешенной скоростью в 10 км/ч, соблюдая минимальный интервал.
В течение суток на двух городских магистралях – Московском шоссе и на Софийской улице – скапливались машины.
Первыми, около 11 утра вторника, начали движение те грузовики, которые собрались на Московском шоссе, сразу же парализовав движение по магистрали. Добравшись до КАДа, они по кольцевой доехали до съезда на Софийскую улицу и продолжили движение в сторону Колпино. Здесь их ждала вторая группа водителей. Вместе, по подсчетам самих протестующих, они составили грозную силу в 300 грузовиков.
На Софийской улице состоялся стихийный митинг, который, для соответствия закону о массовых мероприятиях, назвали «народным сходом». Тут, в суете маевки, и произошло то, что мгновенно сделало петербургскую «Улитку» одной из главных федеральных новостей: на поле, недалеко от проезжей части кто-то поджег автомобильную покрышку.
СМИ запестрели революционными заголовками: «Дальнобойщики зажгли покрышки», явно отсылая к событиям украинского Майдана.
Выступавшие на сходе призвали дальнобойщиков отправиться до Смольного, чтобы петербургские власти «услышали их». Маршрут «Улитки» был следующий: Софийская – КАД – Октябрьская набережная. При этом к конечной точке добрались только несколько десятков грузовиков.
Длинную вереницу из фур сотрудники ГИБДД не трогали, но останавливали легковые автомобили с самодельными плакатами против системы «Платон». Сотрудники правоохранительных органов проверяли документы, смотрели, пристегнут ли водитель, но никого не задерживали.
Все время, пока колонна из нескольких сотен грузовиков двигалась к центру, Смольный вел переговоры с организаторами акции. Правительство представлял комитет по благоустройству, который был выбран по формальной причине: в списке многочисленных полномочий ведомства есть обязанность по выдаче спецпропусков для грузового транспорта.
Около 16.00 туда прибыл вице-губернатор Николай Бондаренко, который курирует деятельность комитета по благоустройству. Понимая, что у города нет полномочий по отмене системы «Платон», Смольный все-таки пригласил на переговоры представителей компании «РТ-Инвест Транспортные системы», которая является оператором по сбору платы. Кроме того, сюда же прибыл сотрудник Севзапуправтодора – местной структуры Росавтодора, который отвечает за «Платон» на федеральном уровне.
Переговоры не состоялись. Штурма Смольного с помощью грузовиков тоже не произошло: активисты поехали по домам, а дальнобойщики – к своим транспортным средствам.