Литва объвила «железнодорожную войну» Калининградской области
Врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов обвинил Литву в постоянном повышении железнодорожных тарифов при обслуживании транзита в калининградском направлении. По словам главы региона, подобная практика создает большие трудности для местного бизнеса и властей. Эксперты давно говорят о «тарифной войне», которую Литва ведет против калининградских конкурентов. Стоимость провоза груза по клайпедскому маршруту, который вдвое продолжительнее калининградского, обходится грузоотправителям в полтора раза дешевле. Правительство Калининградской области еще в начале века предложило соседям проект «2 К», предусматривающий распределение потоков, идущих через порты Калининграда и Клайпеды. Но из этой затеи до сих пор ничего не вышло.
Литовские власти не ограничиваются манипуляциями с тарифами. За последний месяц чрезмерно тщательные действия местных пограничников и таможенников привели к задержке на несколько часов четырех пассажирских поездов, следовавших в российскую Прибалтику. После получения официального протеста руководство Литовских железных дорог (ЛЖД) принесло свои извинения российской стороне, но не гарантировало соблюдение графика движения поездов.
Такую позицию в Калининграде связывают с волной милитаристской истерии, охватившей Литву на фоне украинского кризиса. Здесь не только восстановили призыв срочников на действительную службу, но и создали батальон спецназа, предназначенного для борьбы с «вежливыми людьми», которые могут высадиться из калининградских пассажирских поездов. Весной данное подразделение уже было поднято по тревоге. Тогда бдительным литовцам показалось подозрительным наличие в вагонах сотни юношей, следовавших одной группой. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это курсанты мореходки, отправлявшиеся на практику на Белое море. Но фирменный поезд «Янтарь» «на всякий случай» простоял, оцепленный автоматчиками, несколько часов на литовском вокзале.
Сложные транзитные отношения с Литвой, ухудшающиеся с 2004 года, фактически блокируют выдвигавшиеся ранее предложения по развитию пропускной способности калининградского портового комплекса. В частности, еще недавно предлагалось построить на побережье области глубоководный морской порт с объемом перевалки грузов в 60 млн тонн ежегодно. Реализация этого плана затруднена не только тарифной политикой ЛЖД. Существующая железнодорожная инфраструктура Калининградской области и Литвы рассчитана на пропуск не более 25 млн. тонн грузов. Для обслуживания нового порта необходимо серьезно модернизировать не только калининградский, но и литовский участок стальных магистралей. Это не только недешево, но и вряд ли возможно в существующей международной обстановке, когда приоритетом внешней политики Литвы является максимальное дистанцирование от восточного соседа.