Корпорация "Росатом" может поручить строительство двух атомных ледоколов мощностью 60 МВт (ЛК-60) и стоимостью более 86 млрд руб. своим "дочкам" и иностранным верфям, сообщает газета "Коммерсантъ". Одним из главных претендентов считается финская Arctech Helsinki Shipyard."Передача части работ, не связанных с ядерным островом, в Финляндию реальна, именно финские верфи строили атомные ледоколы "Вайгач" и "Таймыр", - отмечает один из источников "Коммерсанта".
Ранее единственным претендентом на строительство ледоколов считался Балтийский завод (Санкт-Петербург), который строит головной ЛК-60. Заказ на него верфь получила летом 2012г., будучи единственным участником конкурса. Стоимость контракта составила тогда 36,9 млрд руб.
Заказ на два серийных атомных ледокола теперь может получить не Балтзавод, а одно из НИИ или КБ "Росатома". Например ОКБМ "Африкантов" (разрабатывает и производит реакторы РИТМ-200 для ЛК-60). Получив контракт, КБ может распределить строительство среди субподрядчиков.
"Росатом" рассчитывает сэкономить на фоне секвестра бюджета, предложив цену ниже, чем Балтзавод, а также полностью контролируя расходы", - поясняет один из источников "Коммерсанта". Они при этом допускают, что второй участник "может быть попыткой "Росатома" заставить Балтзавод снизить цену".
В Объединенной судостроительной корпорации, в которую входит Балтийский завод, идею о передаче ледокольных контрактов на сторону встретили скептически.
"Идея передачи заказа посреднику, у которого нет судостроительных компетенций, вызывает вопросы. По нашим данным, на сегодня в России лишь две верфи способны строить суда и корабли с ядерными реакторами - Балтзавод и "Севмаш", распределение заказа может создать сложности с реализацией, увеличить сроки строительства и цену", - сообщили в ОСК.
По мнению экспертов, потеря столь крупного контракта может подорвать финансовую стабильность Балтзавода. "Контракт на два ЛК-60 учтен в бизнес-плане, без него при текущей маржинальности верфь не выживет", - отмечает один из источников "Коммерсанта".
Ожидается, что ЛК-60 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Судно длиной 173,3 м и шириной 34 м сможет двигаться как на мелководье в устьях полярных рек, так и на глубинах акватории Северного Ледовитого океана. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.
Напомним, что все российские суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания принадлежат ФГУП "Атомфлот", вошедшему в 2008г. в состав Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".