Родственники делят миллиардное наследство топ-менеджера «Транс Нафты»
Родственники погибшего экс-вице-губернатора Новгородской области, экс-главы совета директоров компании «Транс Нафта» Владимира Кондрачука в попытках разделить его наследство дошли до Конституционного суда. Жалобу направил родной брат покойного бизнесмена и государственного деятеля Михаил Кондрачук, ее КС рассмотрит сегодня.
Напомним, Владимир Кондрачук покончил с собой в 2010 году в собственном офисе в центре Москвы. На тот момент он возглавлял компанию «Транс Нафта», продававшую нефтепродукты в Россию и за рубеж, занимавшуюся разработкой золотых и топливных месторождений. С 2004 по 2007 годы Кондрачук успел поработать вице-губернатором Новгородской области по топливно-энергетическому комплексу. Его состояние журналисты оценивали в миллиард долларов.
После смерти Кондрачука большая часть его имущества досталась матери, а та в свою очередь передала все второму сыну Михаилу. Одной из жен Кондрачука это не понравилось: она обратилась в суд. Другие родственники последовали ее примеру, в результате имущество начали делить восемь человек: три жены и пятеро детей, один из которых внебрачный.
Михаил Кондрачук, возлагавший на наследство большие надежды, остался не у дел. Свое право на деньги «Транс Нафты» он не смог отстоять даже в судах общей юрисдикции. Требования мужчины отклоняли из-за сложного механизма «очередей наследования», установленного российским Гражданским кодексом. Всего их восемь: в первую входят супруги, дети, родители. Братья и сестры – только во вторую. В третью – дяди и тети. Таким образом, степени родства постепенно понижаются, доходя до «седьмой» и «восьмой», куда вписаны пасынки и падчерицы покойного и нетрудоспособные иждивенцы.
Служители Фемиды сочли, что, отрекаясь от наследства, мать Кондрачука могла передать свои права только представителям соответствующей «очереди». Свое мнение суды общей юрисдикции подтвердили ссылкой на статью 1158 Гражданского кодекса «Отказ от наследства в пользу других лиц» и постановление пленума Верховного суда, разъясняющего тонкости наследственной практики в России.
Михаил Кондрачук полагает: либо эти нормативные акты неконституционны, либо речь идет об их неверном истолковании. «На основании ч. 3 ст. 35 Конституции право на наследование гарантируется. Но в ситуации заявителя произошло нарушение гарантированного Конституцией РФ права наследования в связи с неопределенностью закона», – жалуется он.
Насколько легитимна законодательная норма, урезавшая капиталы брата нефтяного магната, предстоит определить Конституционному суду. В сегодняшнем заседании также примут участие представители органов, принявших и подписавших закон – правительства России, Госдумы, администрации президента. Они постараются доказать обоснованность введения оспоренной нормы.
Решение по делу КС вынесет в закрытом режиме и огласит публично. Процесс занимает, как правило, несколько недель.