Лениградская Правда
28 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Россия займется своей "главной радиоактивной свалкой"
24.01.2013 16:30

В этом году Россия намерена детально обследовать атомную подводную лодку К-27, затопленную в советское время в Карском море - в зоне, которую называют "главной радиоактивной свалкой" страны. В разные годы там были захоронены многочисленные объекты после проведения испытаний ядерного оружия на архипелаге Новая Земля, части атомного ледокола "Ленин", а также эта субмарина, которую называли "Золотая рыбка" и "Нагасаки". По итогам обследования будет принято решение о ее возможном подъеме.

О таких планах в МЧС рассказали РИА "Новости" в декабре. А в октябре специалисты ведомства провели "поверхностное" обследование всех опасных подводных радиоактивных объектов в Карском море: уточнили их координаты и состояние, а также взяли пробы воды и грунта для определения уровней радиоактивного загрязнения.

Массовые сбросы радиоактивных отходов в этой зоне проводились в основном в разгар Холодной войны, в обстановке секретности, поэтому местоположение многих из них известно очень приблизительно - с разбросом в десятки километров. Теперь же Россия надеется привлечь к подъему затопленных объектов участников Глобального партнерства по ядерной и радиационной безопасности.

Западные страны - участницы программы Глобального партнерства вот уже десять лет помогают России утилизировать АПЛ. Однако до К-27 дело еще не дошло, хотя хранящееся на ней топливо из высокообогащенного урана по сути является "бомбой с часовым механизмом", рассказывает в четверг BBC News.

Причины пробудившегося интереса России к избавлению от "атомного могильника" довольно просты, отмечается в статье: на шельфе Карского моря в 2014-2015 годах планируется разведочное бурение нефтегазовых скважин, которое будут вести "Роснефть" и ее американский партнер Exxon Mobil.

По оценке британских аналитиков, для России, чья экономика в значительной степени держится на экспорте углеводородов, эти разработки имеют стратегическое значение. Поэтому, какие бы сложности ни грозили процессу "очистки" опасной зоны и дальнейшей работы там, страна вряд ли отступится от своих проектов. А трудностей не избежать: суровый климат этого региона - одна из основных.

Пока в районе Карского моря приборы показывают отсутствие утечек радиации, хотя залежи подводного опасного "мусора" включают, по приблизительным оценкам, 17 тысяч контейнеров и 19 затопленных судов с радиоактивными отходами, а также 14 атомных реакторов, пять из которых содержат опасное отработанное топливо.

Однако европейские специалисты продолжают тревожиться и требуют более тщательного исследования. Сохраняется опасность утечек радиации сквозь разъеденные коррозией оболочки. Экспертов особенно беспокоит ситуация с "Золотой рыбкой". В худшем из сценариев коррозия может спровоцировать цепную ядерную реакцию.

Норвежское бюро радиационной защиты (Norwegian Radiation Protection Authority, NRPA) опубликовало серию фото- и видеоматериалов по итогам совместной с Россией сентябрьской экспедиции в регион. В том числе была проведена подводная съемка субмарины К-27.

К-27- советская атомная подводная лодка, единственное судно, построенное по проекту 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Конструкция лодки близка к проекту 627 "Кит".

Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды центральной Атлантики. Субмарина побила рекорды по дальности автономного похода и длительности подводного плавания.

До 7 сентября 1965 года числилась в боевом составе как крейсерская подводная лодка и только впоследствии была переведена в разряд опытных. Лодка являлась лауреатом различных премий, из ее экипажа вышли адмиралы и Герои Советского Союза.

24 мая 1968 года произошла радиационная авария, пострадал весь экипаж, погибли девять человек. Один из первопроходцев советского атомного подводного флота контр-адмирал Николай Мормуль, бывший начальник технического управления Северного флота, рассказывал "Российской газете" (материал сохранился в архиве старой версии сайта), что лодка вышла в полигон боевой подготовки, хотя парогенераторы на ее левом борту давали хронические микротечи, а командир электромеханической боевой части зафиксировал в журнале неготовность к выходу в море. То есть, мнение главного инженера корабля попросту проигнорировали.

В своей книге "Катастрофы под водой" контр-адмирал описал момент аварии так:
"24 мая 1968 года стрелка прибора, показывающего мощность реактора левого борта, вдруг резко пошла вниз. На пульте управления главной энергоустановки находился в это время и командир БЧ-5 (тот самый, кто записал в журнал о неготовности. - Прим. ред.).
Иванов понял: чего он опасался, все-таки случилось... Окислы теплоносителя закупорили урановые каналы в реакторе, как тромбы кровеносную систему человека. Кроме того, вышел из строя насос, откачивающий конденсат".

"В последующем расчеты показали, что разрушилось до 20 процентов каналов. Из этих разрушенных от температурного перегрева, - попросту говоря, сгоревших - каналов реактора теплоноситель разносил высокоактивный уран по первому контуру, создавая опасную для жизни людей радиационную обстановку. Даже во втором отсеке, где расположены кают-компания и каюты офицеров, уровень радиации достиг 5 рентген. В реакторном отсеке он подскакивал до 1000 рентген, в районе парогенераторов - до 500... Напомню, что допустимая для человека норма - 15 микрорентген. Переоблучился весь экипаж, но смертельную дозу получили в первую очередь те, кто работал в аварийной зоне".

Из состава ВМФ СССР лодка была исключена только 1 февраля 1979 года. 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северо-восточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.




Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru