Сверхсекретная АПЛ собрала доказательства в пользу претензий России на Северный полюс
Этой осенью подводная лодка участвовала в экспедиции «Арктика-2012» по сбору материала по доказательству принадлежности России хребта Менделеева, проходящего через Восточно-Сибирское море в направлении Северного полюса. Полученные данные лягут в основу заявки в Комиссию ООН по морскому праву, которой в ближайшие несколько лет предстоит разделить арктический континентальный шельф, и Северный полюс в том числе, между приарктическими странами.
Официально, как сообщал BarentsObserver на прошлой неделе, в экспедицию отправили ледоколы «Диксон» и «Капитан Драницын». И никто не знал, что происходило вод водой.
Для сбора геологических данных и образцов в экспедиции была использована подводная лодка «Лошарик». Судя по всему, это самая засекреченная из российских атомных подводных лодок. О её применении СМИ не писали до сего дня, когда «Известия» поместили материал о том, что эта АПЛ занималась сбором образцов горных пород в полярных широтах.
Подводная лодка проекта10830 построена из титана, чтобы выдерживать давление воды на больших глубинах. АПЛ длиной 74 метра поступила в эксплуатацию в 2007 году. Проект 10830 - развитие более ранних проектов малых подводных лодок «Uniform» «X-ray» специального назначения (по классификации НАТО «Uniform» «X-ray») для Северного флота. Впервые информаци о «Лошарике» появилась на сайте ВКонтакте в сентябре этого года, вскоре её скопировал сайт MilitaryRussia.ru.
В месте с рисунком АПЛ за работой у морского дна на хребте Менделеева были опубликованы немногочисленные фотографии низкого качества, сделанные, предположительно, в Оленьей губе на Кольском полуострове, а также снимок подводной лодки-носителя БС-136, всплывшей на Северном полюсе.
БС-136 - АПЛ проекта «Кальмар» («Delta-III»), перестроенная под использование в качестве носителя малых субмарин, которые не могут самостоятельно проделать весь путь до отдалённых районов, к примеру, до Восточно-Сибирского моря.
По информации «Известий», «Лошарик» работал на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах. Было отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России.
Перед походом на Северный полюс на подводной лодке. установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна — в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора..
В ходе работ у лодки были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш».