совет директоров компании принял решение о смене генерального директора ОАО "Ленэнерго". Занимавший этот пост в течение 4,5 года Андрей Сорочинский отправлен в отставку, исполняющим обязанности генерального директора компании назначен Василий Никонов, до этого занимавший кресло директора департамента электроэнергетики ОАО "Роснефть". Причиной отставки господина Сорочинского де-факто стал банк "Таврический" (председатель совета директоров Олег Захаржевский, председатель правления - Сергей Сомов), который в изменившихся экономических условиях не смог выплатить "Ленэнерго" более 10 млрд рублей, которые находились в нем в качестве депозитов. Других претензий к господину Сорочинскому у совета директоров не было.
ОАО "Ленэнерго", крупнейшая сетевая компания в Петербурге и Ленобласти, ежегодно реализовывало масштабные инвестиционные программы, направленные на модернизацию своей сети. Так, в 2012 году компания освоила около 13 млрд рублей, в 2013 году инвестпрограмма составила 18,5 млрд рублей, а в период 2014-2019 годов она была намечена на уровне 189 млрд рублей. Необходимость столь существенных инвестиций обусловлена высоким процентом износа сети и потребностью города в создании новых объектов электросетевого комплекса. Однако в условиях сдерживания тарифов, определенных политикой государства в области электроэнергетики, исполнять намеченные программы компании было непросто. В частности, в 2014 году по отношению к предыдущему году рост сетевых тарифов "Ленэнерго" оказался нулевым, несмотря на то, что инфляция за тот же период увеличилась более чем на 10%.
В жестких условия тарифного регулирования компания применяла различные схемы оптимизации своей финансовой деятельности. Одна из таких схем и работала в связке с банком "Таврический". Для реализации своих инвестиционных программ "Ленэнерго" привлекало кредиты Сбербанка под ставку 8,25-8,3%. Затем часть этих средств размещалась в качестве депозитов на счетах "Таврического" под ставку 10,5-11,5%. При этом подрядчикам компания "Ленэнерго" поставила достаточно жесткие условия: вместо получения аванса за свои работы они должны были кредитоваться в "Таврическом". Какая именно ставка применялась для подрядчиков, в "Ленэнерго" не комментируют.
Де-факто сетевая компания предоставляла банку и денежные средства, частично привлеченные у Сбербанка под минимальный процент, и клиентов-подрядчиков, что позволяло зарабатывать дополнительные деньги на каждой финансовой операции. Более того, появлялся двойной контроль за деятельностью подрядных организаций, а деньги "работали" в течение всего периода выполнения работ. По информации СМИ, в дальнейшем "Ленэнерго" и вовсе планировало выкупить долю "Таврического" на уровне блокирующего пакета или создать собственную финансово-кредитную организацию.
Схема исправно работала до сентября прошлого года, когда из-за новых экономических и политических условий начались существенные колебания валютных курсов. Вкладчики "Таврического", имеющие рублевые счета, в массовом порядке стали закрывать свои позиции, в результате чего банк столкнулся с нехваткой свободных денежных средств и появился так называемый кассовый разрыв. "Ленэнерго" сразу же забило тревогу и попыталось вернуть свои депозиты, однако, по словам господина Сорочинского, банк всячески оттягивал возврат денег, а комиссия Центрального Банка РФ, проверившая осенью прошлого года деятельность "Таврического", никакого "криминала" не выявила. В целом "Таврический" еще мог бы успеть перекредитоваться на межбанковском рынке, но почему-то этого не сделал.
Как сообщил источник в совете директоров "Ленэнерго" на заседании в пятницу, история с "Таврическим" стала единственной причиной кадрового решения в отношении господина Сорочинского.
Решение по "Таврическому" Центробанк примет в ближайшее время. Возможны два варианта: либо банк лишится лицензии, в этом случае вернуть свои деньги у "Ленэнерго" практически не будет никаких шансов, либо банк будет подвергнут санации. Во втором случае "Ленэнерго" вернет свои депозиты за счет льготного кредита Центробанка.