Санкт-Петербургский государственный университет получил представление Счётной палаты, которая проверила освоение 10 млрд рублей, уже выделенных на строительство кампуса для Высшей школы менеджмента – бизнес-школы университета, пишет «Фонтанка.ру» .
Строительство бизнес-школы как одного из факультетов СПбГУ было запланировано в рамках нацпроекта «Образование» в 2006 году. Местом выбрали знаменитую Михайловку – заброшенную усадьбу между Стрельной и Петергофом. Изначально предполагалось, что проект обойдётся федеральному бюджету в 7,3 млрд рублей, и на эту сумму был заключён госконтракт. Впоследствии стоимость выросла до 17,5 млрд. Сейчас в СПбГУ, ссылаясь на сегодняшние цены, в качестве конечной суммы называют уже 20 млрд.
Представление Счётной палаты РФ поступило ректору СПбГУ Николаю Кропачеву 28 января по результатам планового аудита Счетной Палаты; в нем содержится требование вернуть в бюджет 55 миллионов. На фоне всей освоенной суммы, а это 10 миллиардов за первые 5 объектов, 55 миллионов – это очень скромно.
Дело в том, что 21 января Счётная палата РФ опубликовала на своем сайте достаточно жёсткие выводы: «Ни один объект проекта по реконструкции комплекса дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» для размещения бизнес-школы – Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета – до настоящего времени в эксплуатацию не введен» .
СП цитировала доклад аудитора Александра Филипенко, который занимался кампусом в Михайловке. Любопытно, что нарушения допускались при реализации данного проекта с самого начала. В частности, генподрядчик реконструкции ООО «Сэтл Сити», с которым СПбГУ заключил контракт стоимостью на сумму 7,3 млрд рублей не имел на момент проведения конкурса лицензии на реставрацию объектов культурного наследия. По двум этапам запланированных работ, заявил он, нет даже проектов, а из-за нарушения методик составления смет стоимость строительства завышена почти вдвое.
Завершая свое выступление, Александр Филипенко отметил, что установленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о неэффективной деятельности Университета как государственного заказчика работ по проекту, реализация которого также признана неэффективной.
«По истечении более 7 лет реализации проекта его основная цель – строительство кампуса для российской школы бизнеса – не достигнута», – резюмировал Филипенко. Проект в установленный срок не реализован, часть объектов законсервирована, а федеральная адресная инвестиционная программа на 2014 год не предусматривает его финансирование.
Кампус, который хотели запустить уже в 2010 году, действительно всё ещё представляет собой стройплощадку. Правда, два исторических здания, бывшие Конюшенный и Гофмейстерский корпуса, внешне выглядят так, будто в них хоть завтра открывай бизнес-школу. Но внутри продолжаются работы. Из новостроек на территории кампуса можно запускать только столовую и конференц-зал.
Общежития, в которых должны бы жить студенты, представляют собой бетонные каркасы в замороженном виде. Ещё несколько исторических корпусов, судя по их аккуратненьким фасадам, готовы внешне, но стоят законсервированные с заколоченными фанерой окнами. В общем, это пока не очень похоже на тот город-сад, который хотели обеспечить будущим менеджерам.
«Михайловская дача» – объект исторического и культурного наследия федерального значения, один из элементов в цепочке дворцово-парковых резиденций южного берега Финского залива, рассказывает журналист «Агентства строительных новостей» Зоя Шпанько. В 1834 году Николай I приобрел здесь три участка под строительство приморской усадьбы для своего младшего сына Михаила. В создании архитектурно-ландшафтной композиции усадьбы и парка (1857-1862 гг.) принимали участие выдающиеся архитекторы: А. И. Штакеншнейдер, И. И. Шарлемань, Г. Э. Боссе и др.
С 1967 по 2003 гг. здесь располагалась база отдыха Кировского завода. В процессе эксплуатации здания и строения подвергались неоднократным переделкам. Лишь в 2003-м «Михайловская дача» была признана памятником истории и культуры федерального значения.
В 2006 году решением Правительства РФ дворцово-парковый ансамбль «Михайловская дача» передан СПбГУ для создания Высшей школы менеджмента в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
До наших дней дошли: 6 исторических зданий, гидромелиоративная система (7 прудов с протоками общей площадью 4 га) и ряд гидротехнических сооружений (мосты, плотины и др.). Здания-памятники: Большой дворец Великого князя Михаила Николаевича, Кухонный корпус, Конюшенный корпус, Гофмейстерский корпус, комплекс Оранжерей и Дом садовника, церковь св. Ольги, инженерные сооружения.
Ответственная миссия по созданию проекта была доверена архитектурной мастерской «Студия 44». Такое решение, по мнению петербургского издания 812’online, явилось крайне неразумным.
«Проникнув на территорию Михайловки, я убедился воочию, насколько порочна была сама идея проекта», – утверждал в июне 2013 года обозреватель издания 812’online, известный петербургский театральный и литературный критик Михаил Золотоносов.
Схематично определить ее можно следующим образом: берется памятник архитектуры, доведенный до крайней степени ветхости (в особо ужасающем состоянии дворец), и под видом спасения от окончательного разрушения отдельные памятники архитектуры перестраиваются и приспосабливаются к новым функциям, а все свободное ландшафтное пространство между ними застраивается новыми зданиями (их площадь около 100 тыс. кв. м), проектируемыми, как Бог на душу положит.
Но Михайловка – это не какая-то заброшенная, депрессивная, как любят теперь говорить начальники, деревенька, а дворцово-парковый ансамбль, в котором из 26 объектов 24 – это объекты федерального значения, а один – местного. В объекты федерального значения входят дворец вел. кн. Михаила Николаевича, Конюшенный корпус, Гофмейстерский и Кухонный корпуса, парк, оранжерея, пруды, 7 мостов, плотина… А объект местного значения – церковь св. кн. Ольги (1861 – 1864, арх. Д. И. Гримм), расположенная в западной части парка.
Главное преступление, которое при этом совершается, – это разрушение единого архитектурно-ландшафтного ансамбля уплотнительной застройкой и уничтожение природы в широком смысле слова, буквальная урбанизация парка. Теперь уже только слепой не увидит, что так называемое «приспособление» этого объекта культурного наследия под «загородный университетский кампус» – Высшую школу менеджмента СПбГУ – означает уничтожение объекта, который должны были охранять.
Совершенно очевидно, что если эта Высшая школа кому-то действительно нужна, то строить ее надо не на территории уникального ансамбля, а совсем в другом месте. А так получился захват и уничтожение, считает Золотоносов.
Согласно рекламе СПБГУ, «этот филиал станет уникальным для России загородным университетским кампусом, сочетающим красоту великокняжеской резиденции с новейшими технологическими возможностями». Но это неправда: красота великокняжеской резиденции уже уничтожена новостройками. На меня особенно удручающее впечатление произвели студенческие общежития, напоминающие новостройки окраин, пишет обозреватель. Если так дело пойдет и дальше, то скоро и на территории Екатерининского и Павловского парков появятся новые здания: если можно в Михайловке, почему нельзя в Царском Селе и в Павловске?
Полное обновление Константиновского дворца показало, что нарушать можно все, что угодно, да еще выдавать преступления за благодеяния.
Второе преступление – переделка внутренних пространств исторических зданий в процессе их реконструкции. Поскольку здание Конюшенного корпуса станет Главным учебным корпусом, Гофмейстерский корпус – административным зданием, Кухонный корпус – гостиничным корпусом, на месте оранжерей расположится центр подготовки руководителей, а в помещениях Дворца великого князя Михаила Николаевича разместится НИИ менеджмента и Центр подготовки руководителей.
Оранжерея, таким образом, снесена, а, например, в Конюшенном корпусе арки заменили не на кирпичные, а на отлитые из бетона, потому что так проще и дешевле. Думаю, что везде проведена или готовится внутренняя перепланировка, что в отношении зданий-памятников запрещено, пишет Золотоносов. В частности, мне показалось, что одно из крыльев Конюшенного корпуса было снесено и построено заново.
Говоря о преступлении, продолжает автор, я имею в виду явное нарушение ст. 34 закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ», согласно которой в охранной зоне запрещено строительство, «за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия».
Кроме того, той же статьей установлено, что в зоне охраняемого природного ландшафта запрещена или ограничена хозяйственная деятельность, строительство и реконструкция существующих зданий и сооружений.
Естественно, что все композиционные связи садово-паркового ансамбля нарушены уплотнительной застройкой. Зато в буклете, который посвящен Высшей школе менеджмента с гордостью сказано, что «пять имеющихся на территории Михайловской дачи исторических зданий ансамбля <…> будут реконструированы и отреставрированы с целью приспособления их под новые функции». Реконструкция указана и на информационных щитах, расставленных по территории.
Между прочим, СпбГУ любит ссылаться на распоряжение правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 576-р, которым была поддержана инициатива Минэкономразвития и университета «о создании на базе факультета менеджмента университета структурного подразделения – бизнес-школы – Высшей школы менеджмента.
Действительно, в п. 4 было указано: «Принять предложение Минэкономразвития России, согласованное с Управлением делами Президента Российской Федерации, о размещении Высшей школы менеджмента в зданиях (литер А, корп. 3, литеры Б, В, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М) дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача», расположенного в г. Санкт-Петербурге, г. Петродворец, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109».
Однако здесь ничего не было сказано ни о реконструкции, ни об уплотнительной застройке, ни о ликвидации природного ландшафта. Все это потом сделали в «рабочем порядке».
Особое впечатление производят сейчас три новопостроенных объекта: во-первых, глухая каменная ограда на земляном бруствере, закрывающая вид на фасад Конюшенного корпуса с Санкт-Петербургского проспекта, – перед зданиями общественного назначения такие ограды не возводят; во-вторых, здание библиотеки, также поставленное перед фасадом Конюшенного корпуса и напоминающее гламурное бомбоубежище; в-третьих, «стекляшка» так называемого «студенческого кафе», облицованная зеркальным стеклом.
Построенный в советское время ресторан в Нижнем парке Петродворца можно считать шедевром по сравнению с этим объектом. Кстати, по высоте кафе для студентов равно 7 - 8-этажному зданию. Про здания общежитий для студентов я уже написал – в Купчино они могли бы появиться на пустыре, но не на территории великокняжеской резиденции. В целом получилась Нью-Михайловка.
К яркому описанию Михаил Золотоносов добавляет еще одну любопытную деталь: «Кстати, по слухам то ли на территории Нью-Михайловки, то ли непосредственно рядом с ней участком под строительство обзавелся глава «Студии 44» Никита Явейн. Я слуху не верю, но молва настаивает».