В марте 2009 года Александр Гительсон был арестован за ущерб вкладчикам в 900 миллионов рублей, причем больше всего пострадали вложения ленинградского областного отделения Пенсионного фонда России и средства правительства Ленобласти.
В апреле 2010 года Гительсона выпускают на подписку о невыезде, после чего банкир исчезает за границей. С декабря 2010 года его розыском начинает заниматься петербургское отделение Интерпола.
Циркуляры до SOS
Отрабатывая связи Гительсона, уже как персоны в международном розыске, помимо другой информации оперативники прикрепили к циркулярам данные и его супруги – гражданки Австрии Елены Романовны Руновой.
В начале 2011 года в Петербург приходит информация о том, что к Руновой в Австрию прилетает некто Владимир Рунов. Анализ биллингов телефонных переговоров дал обширную географию – от Эстонии до Великобритании, а оттуда на Кипр. Также детективы дотошно выяснили – Рунова использует телефон своей дочери - Инны, проживающей в Англии. В эфире был зафиксирован и телефон, которым предположительно пользуется разыскиваемый Гительсон.
SOS
18 августа 2012 года береговой охраной Нидерландов была спасена терпящая бедствие яхта «РИА», шедшая маршрутом – «Стокгольм - Киль- Эймейден - Кипр». Ее владельцы сами подали сигнал SOS.
Портом приписки судна оказался – кипрский город Лимассол, а на борту находилась гражданка Австрии Рунова и, как она сама объяснила спасателям, - ее 65-летний знакомый Сергей Соболев. Соболев имел паспорт гражданина государства Сент-Китс и Невиса.
Найдя в информационных базах ссылку петербургского Интерпола на Рунову, полиция Нидердандов направила инициаторам розыска Гительсона точные данные Соболева.
По следам SOS
Оперативникам нетрудно было установить, что никакого Соболева на яхте возле берегов Голландии быть не могло. Соболев зарегистрирован в разрушенном бывшем общежитии для военнослужащих в поселке Сторожевое Приозерского района Ленобласти. Несмотря на сложный квартирный вопрос, в 2009 году на имя Соболева регистрируется новый Мерседес S500. Пенсионер также является учредителем двух фирм, а в прошлом году в Московской области он получает заграничный паспорт. Другое дело, что все это оказалось фикцией – просто паспорт Соболева использовался для сомнительных сделок.
Данные о Соболевы были вновь разосланы из Петербурга по каналам Интерпола. В результате чего 12 апреля этого года полиция Австрии поехала до одиноко стоящего особняка недалеко от городка St Anton an der Jessnitz, находящегося в 90 километрах от Вены. Там и был задержан Александр Гительсон.
При себе он имел три паспорта: английский - на имя Orme James Georg, 1952 года рождения; паспорт островного государства в Карибском море - Сент-Китс и Невис на имя Сергея Соболева, 1947 года рождения и российский – на имя Александра Гительсона, 1950 года рождения.
По информации «Фонтанки» Джэймс Георг – адвокат из Бристоля, также как и Соболев из Приозерского района, не в курсе произошедшего.
14 апреля суд Австрии принял решение об аресте Гительсона.
Перспективы SOS
Теперь, согласно процедуре Европейской конвенции о выдаче лиц находящихся в международном розыске, в течении сорока суток Генеральная прокуратура России должна направить запрос об экстрадиции Гительсона. Для Петербурга это будет первый случай, связанный с Австрией. Как прокомментировали нашему изданию в ГУ МВД, все зависит не столько от гонорара адвоката арестованного, сколько от качества и перевода документов из Следственного комитета.
В самом Следственном комитете нам несколько предвосхитили события:
- Когда через несколько месяцев Гительсон будет доставлен, то у нас есть основания полагать, что он согласится сотрудничать со следствием. В таком случае могут всплыть понятные нам, но пока проходящие лишь по оперативным материалам, фамилии крупных чиновников – в том числе и областных, без которых его махинации были бы менее болезненны для бюджета. – рассказали «Фонтанке» в ГСУ СК по Петербургу.