В Смольном продолжаются внезапные «обновления руководящих кадров». Вчера приступил к работе новый председатель комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Олег Рыбин. Прежний глава комитета Юлия Киселева накануне подала заявление «по собственному». Как это часто происходит в последнее время, губернатор Георгий Полтавченко поставил на ответственный пост человека, который прежде не имел отношения к Петербургу. До августа 2012 года Рыбин был первым заместителем председателя комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, куда он в свое время перебрался с должности главного архитектора Нижегородской области.
Сфера градостроительства в Петербурге является одной из самых проблемных и конфликтных. В последнее время об одних только слушаниях по генплану можно писать драматические саги. Происходит столкновение интересов инвесторов с горожанами: едва ли не каждую неделю случаются скандалы вокруг сноса исторических зданий, проектов новой застройки в центре и на окраинах города, ликвидации зеленых насаждений, строительства города-спутника Южный, грозящего транспортным коллапсом на въезде в город со стороны Киевского шоссе. Создан новый Градостроительный совет при правительстве города (но уже вчера первое его заседание не обошлось без конфликта: туда не пустили ведущего эксперта центра ЭКОМ, градозащитника Александра Карпова). Так что новому председателю КГА придется знакомиться с вверенной ему архитектурой города в условиях чуть ли не боевых.
Пока никто не рискует судить о деловых качествах Рыбина. Петербургские журналисты даже звонили в Нижний, чтобы узнать мнение тамошних градозащитников. Те ответили, что Рыбин им особенно не запомнился, да и принятие градостроительных решений в основном было в компетенции губернатора Валерия Шанцева, а не главного архитектора. Координатор петербургского градозащитного движения «Живой город» Юлия Минутина тоже не готова делать прогнозы: «В последнее время в городскую власть приходят люди со стороны, которых никто в городе не знает. Иногда могут и ничего оказаться. Хотелось бы, чтобы в городе был наконец определен вектор градостроительной политики, а не происходило подстраивание концепций под нужды инвесторов в разных точках города».
Оппозиционный политик и публицист Даниил Коцюбинский видит негативный момент не в том, что многие назначенцы Полтавченко, в том числе Рыбин, откуда-то «понаехали»: «Губернатор берет людей по принципу личного доверия к ним. И дело даже не в том, что он сам плохо интегрирован в петербургскую среду и окружает себя такими же людьми. Плохо, что это происходит вне воли и выбора горожан, которые узнают об этом последними. Как крепостные, которым прислали нового бурмистра. Но это – прямое следствие самой системы власти. Ведь даже выборы Заксобрания, по сути, являются фикцией – депутатов фактически назначают, за редким исключением».
Депутат Заксобрания Максим Резник готов видеть и позитив в приходе человека со стороны: «Рыбин не оброс связями с петербургским строительным лобби. Это плюс. Да и ротации в городской администрации давно назрели. Хотя, конечно, в кулуарном подборе кадров нет ничего хорошего. А вот что касается предложенного нам в вице-губернаторы Михаила Мокрецова – тут я буду голосовать «против» в силу одного факта его биографии: он был в руководстве Федеральной налоговой службы тогда, когда ее силами раскручивалось позорное дело ЮКОСа». Кандидатура Мокрецова, напомним, сегодня будет утверждаться Заксобранием.
НГ ,
17.04.2013