Знаменитый памятник Петру I под названием «Медный всадник» был открыт в центре Сенатской площади 7 августа 1782 года. Автором известной скульптуры стал Этьен-Морим Фальконе. Не случайно было выбрано месторасположения памятника. Рядом с ним находится здание Сената – главного законодательного органа еще царской России, которое было основано императором. Поэтому Екатерина II стала настаивать на том, чтобы памятник был размещен в центре Сенатской площади. Однако автор немного изменил планы царицы. Он установил скульптуру немного ближе к реке Неве.
По указу Екатерины II Фальконе позвал в Санкт-Петербург князя Голицына. Царица доверяла вкусу этого человека, профессора Парижской академии живописи. Причем все советовали обратиться именно к нему. Тогда Голицыну было уже 50 лет, и он давно не занимался своим делом, а работал на фарфоровом заводе. Как только ему поступило предложение создать памятник в России, он, не задумываясь, в 1766 году подписал документ, ведь он еще мечтал о настоящем монументальном искусстве. Ему было предложено сделать памятник Петру I, который должен восседать на конной статуе огромного размера. Гонорар, который пообещали Голицыну, был достаточно скромный, около 200 тысяч ливров, хотя другие мастера брали в два раза больше. И вот настал день, когда мастер прибыл в Санкт-Петербург со своей 17-летней помощницей. Приготовление гипсовой модели скульптуры в натуральную величину заняла 12 лет и готова она была только к 1778 году.
Ученицой мастера была вылеплена голова Петра I. За свою неповторимую работу её приняли в члены Российской академии, а сама императрица назначила Мари-Анн Коло пожизненную пенсию в размере 10 тысяч ливров. Змея, которая находится под ногами коня, была сделана русским скульптором Г. Гордеевым.
Как было задумано скульптором, основанием памятника должна служить естественная скала в виде волны. Это должно напоминать, что именно царь Петр I открыл для России морские пути. Такая огромная скала, в которую, по преданиям, попала молния, была найдена в пригороде Санкт-Петербурга. Среди местных жителей, эту скалу стали величать «Гром-камень», это название прикрепилось за камнем и по сегодняшний день.
За отливку статуи долгое время никто не хотелся брать. Иностранные скульпторы просили слишком большую сумму, а местные мастера отказывались, побаиваясь размеров памятника. Но через какое-то время нашелся один смельчак мастер пушечного дела Е. Хайлов. Вместе со скульптором он подбирал материал, и через три года началась трудоемкая работа по отливу памятника.
Когда работа была закончена, произошли изменения отношения императорского двора и самого скульптора к памятнику. Дело дошло до крайностей, когда стали говорить о том, Фальконе причастен только к технической стороне монумента. Мастер обиделся и даже не дождался открытия знаменитого «Медного всадника». Он уехал вместе со своей помощницей на родину.
А. Пушкин в своей поэме назвал памятник «Медным всадником», с той поры выражение стало популярным, а позже его сделали официальным названием статуи. Именно этот памятник Великому Петру I стал символом Северной столицы.
Автор: Елена Хмизенко.