Причиной предыдущей аварии «Невского экспресса», которая произошла 14 августа 2007 года на участке Бурга – Малая Вишера Октябрьской железной дороги (в 100 км от взрыва в 2009 году), тоже был назван теракт. Следствие пришло к выводу, что поезд №166 «Москва – Санкт-Петербург» подорвался на самодельной бомбе. Тогда пострадали 60 человек, погибших не было. В организации теракта обвинили двух уроженцев Ингушетии. Первоначально они оба отрицали свою вину, затем Макшарип Хидриев признался, что привез взрывчатку в Малую Вишеру, а также рассказал, что оговорил второго обвиняемого Саламбека Дзахкиева под пытками. Суд по этому делу продолжается до сих пор.
Между тем, железнодорожники в неофициальных беседах называли другую причину аварии поезда №166 в 2007 году – лопнувший рельс, который пробил днище локомотива и стал причиной схода вагонов с пути. Однако официально эта версия даже не рассматривалась.
На этот раз сотрудники железной дороги, опрошенные «Газетой.Ru», также выразили сомнение в том, что «Невский экспресс» сошел с рельсов из-за теракта.
Один из них (работающий машинистом локомотива и пожелавший остаться неназванным) предположил, что авария могла произойти из-за дефекта рельса или оказавшегося на путях постороннего предмета.
Про хлопок, который слышали пассажиры, он сказал: «Вагоны «Невского экспресса» оборудованы магнитно-рельсовым тормозом. При применении экстренного торможения они тоже срабатывают и издают довольно громкий звук, который и могли принять за взрыв».
Еще одна версия, которая называлась сразу после крушения, – отключение электричества на участке железной дороги, по которому шел «Невский экспресс», была отвергнута. «Отключения нашего оборудования не было», – сообщили РИА «Новости» в Межрегиональной распределительной компании (МРСК) Северо-Запада, отвечающей за поставки электроэнергии по сетям области.