Известные петербуржцы — музыканты, бизнесмены, телеведущие — оказались в числе должников по транспортному налогу. Фамилии проштрафившихся Управление федеральной налоговой службы по Петербургу обнародовало на своём сайте. Перечень из 3191 автовладельца, задолженность которых превысила 100 тысяч рублей, доступен для просмотра любому пользователю.
В частности, на сайте УФНС значатся фамилии певцов и композиторов Александра Розенбаума и Игоря Корнелюка, председателя совета директоров ЗАО «Илим Палп» Захара Смушкина, председателя совета директоров группы компаний «Элиен» Алексея Гаккеля, генерального директора «Такси 6000000» Алексея Эвентова, известного телеведущего Дмитрия Запольского и даже почётного консула Исландии в Петербурге Магнуса Торнстенссона.
С юридической точки зрения в факте опубликования фамилий людей, действительно имеющих задолженность перед налоговыми органами, нет ничего противозаконного. Проблемы у налоговиков могут появиться лишь в случае, если некоторые автовладельцы попали туда по ошибке. «Тогда на УФНС можно будет подать иск о защите чести и достоинства в соответствии с Гражданским кодексом. Такая же ответственность может наступить и в том случае, если налоговики не проявят должной оперативности, и автовладелец останется в списке уже после того, как погасил задолженность», - подчёркивает Егор Носков, управляющий партнёр юридической компании «Дювернуа Лигал».
Напомним, что подобный случай в практике петербургского УФНС уже был. В конце 2008 года на налоговиков подало в суд ЗАО «Нево-табак». Поводом стало размещение на официальном сайте фискального органа обращения к деловому сообществу, озаглавленного «Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу предостерегает от недобросовестных деловых партнеров». Среди прочих компаний там числилось и ЗАО «Нево Табак», по заверениям руководства фирмы, к моменту публикации «черного списка» все вопросы с задолженностью были сняты. А за полгода до этого (в мае 2008 года) ведомство опубликовало список организаций, «отразивших убытки в налоговых декларациях за 2006, 2007 и I квартал 2008 года при отсутствии объективных оснований убыточной деятельности», в него вошло более 100 компаний.
Впрочем, ни один из опрошенных «Фонтанкой» фигурантов перечня должников по транспортному налогу претензий по поводу обоснованности своего появления в нём не высказал. Некоторых из них налоговики заранее предупреждали о наличии задолженности. «Из налоговой мне звонили примерно три недели назад и сказали, что в ближайшее время налог стоит заплатить, в противном случае грозились подать в суд», - заявил Павел Карпов, коммерческий директор цементного предприятия, долг которого составляет 109 тысяч рублей.
Алексей Эвентов объяснил «Фонтанке», что никаких квитанций от налоговой не получал, но давление с её стороны уже почувствовал. «Недавно меня остановили на улице, и сотрудник ГИБДД арестовал мою машину, сославшись на претензии налоговой. Однако никаких сигналов от них мне не поступало ни на одно из четырёх официальных мест моей работы, равно как и на домашний адрес. Пришлось вмешиваться моему адвокату. Выяснилось, что претензии налоговой относятся к 2006 году и ранее, то есть срок их истёк. А что касается новых, то я готов их признать и оплатить, просто УФНС должно сначала их мне предъявить», - говорит он.
Дмитрия Запольского претензии налоговой службы привели в недоумение, тем более, что он также не получал от фискального органа никаких уведомлений. «Возможно, речь идёт об автомобиле, который я продал ещё в середине 90-х по доверенности. Не исключаю, что он мог где-то «зависнуть». Если так, то не вижу никакого криминала и оплачу любой счёт», - подчеркнул он.