|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Байки Смольнинского диггера
24.04.2008 12:52
Специалисты в области геотехники не сформулировали единого мнения на сей счет. Например, заведующий кафедрой геотехники петербургского Архитектурно-строительного университета Рашид Мангушев говорит, что фундаменты почти 60 процентов зданий в историческом центре Петербурга перегружены, а любые работы, связанные с подземным строительством, неизбежно приводят к дополнительным осадкам грунтов. Поэтому надо либо отказываться от подземных паркингов и магазинов в центре, либо быть готовыми к тому, что исторические здания придется заменять новоделом.
Генеральный директор ЗАО «НПО Геореконструкция — Фундаментпроект» Алексей Шашкин более оптимистичен. Он убежден, что при правильно выбранных методах ведения работ, неукоснительном соблюдении нормативов и строжайшем контроле со стороны заказчика историческая застройка не пострадает. Вопрос в том, удастся ли соблюсти все эти условия… Круглый стол «Подземный Петербург — старые ошибки и вопросы реализации новых проектов» в «Росбалте» был организован совместно с отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. «Мы хотим восстановить диалог между властью и обществом, чтобы предотвратить новые акты вандализма», — говорит сопредседатель ВООПИиК Александр Марголис. Первая дискуссия показала, что поводов для тревоги более чем достаточно. «Меня лично очень тревожит реконструкция Новой Голландии — запланированный там подземный паркинг будут сооружать в полутора метрах от старых корпусов, которые построены на деревянных сваях. И даже незначительное изменение уровня подземных вод может привести к разрушению памятника архитектуры», — рассказывает заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик. Проверить обоснованность расчетов, лежащих в основе проекта, на сегодняшний день не представляется возможным — потому что инженерного проекта реконструкции, которая уже началась, просто не существует. «Реконструкцию ведут зарубежные и московские компании, которые, вероятно, лучше нас знают, какие в Петербурге грунты», — мрачно сказал председатель городской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям Владимир Улицкий. А затем, вспоминая уже ставшую хрестоматийной историю с «Невским паласом», добавил, что иностранные компании приходят к нам, как в Африку, категорически не желая прислушиваться к рекомендациям питерских специалистов в области геотехники. «Когда строили «Невский палас», меня не пускали на стройплощадку, потому что я пятками чувствовал деформацию, которая и погубила впоследствии окружающие дома», — вспоминает Улицкий. Сегодня его не пускают на место строительства второй сцены Мариинского театра… «Эта площадка станет первой в центре города, где строится столь масштабное подземное сооружение — по проекту вторая сцена уйдет на три этажа вниз, и при ее строительстве потребуется вырыть 11,5-метровый котлован. На сегодняшний день откопана опытная площадка, на которой будет осуществлен постоянный мониторинг, который позволит нам точно понять, как ведет себя грунт», — оптимистично заявил Шашкин. И уже с несколько меньшим оптимизмом добавил, что профессионализм той московской компании, которая выиграла тендер на проведение мониторинга, внушает некоторые сомнения. Шашкина, в отличие от Михаила Швыдкого, вовсе не удивила «кремообразная суспензия», поднятая с 11-метровой глубины. «Там не было ничего неожиданного. Просто наши слабые глинистые грунты способны произвести впечатление на кого угодно», — поясняет он, добавляя, что при ведении подземного строительства в Петербурге надо забыть о директивных сроках. Да и цена вопроса не может быть низкой — по мнению Шашкина, вторая сцена Мариинки обойдется не дешевле, чем новый театр в Осло, стоимость строительства которого составила 540 млн евро. Менее глобальные проекты, связанные с освоением подземного пространства, также вызывают немало вопросов. По словам Михаила Мильчика, его институт проводил историко-культурную экспертизу возможности строительства подземных паркингов на трех площадках в центре города. Но известно, что ООО «ПаркингИнвестЦентр» присматривается не к трем, а к восьми площадкам — в частности, изучается возможность строительства паркинга под Большой Конюшенной улицей. По словам заместителя генерального директора ООО Александра Стрельникова, наземная часть этого паркинга будет стилизована под поилки для лошадей. Иными словами, компания уже продумала архитектурные решения… вот только принципиального ответа на вопрос о том, можно ли зарываться под Большую Конюшенную или нет, еще не существует — изыскательские работы пока не завершены. Стрельников говорит, что они обходятся в миллионы рублей. И, естественно, ООО, как и любая компания, заинтересовано в том, чтобы расходы не были напрасны и эксперты сочли допустимым новое строительство. При этом инвестор сам решает, к каким экспертам ему обращаться. И понятно, что зачастую он выбирает не самых квалифицированных, а самых сговорчивых специалистов. Первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Алексей Далматов говорит, что в комитете хотят возродить комиссию по фундаментам и уже подготовили соответствующий проект постановления городского правительства. Кроме того, по словам Далматова, создан экспертный совет по подземному строительству. «Я не знаю, что это за совет — нас туда не приглашали, — говорит Улицкий, который является одним из ведущих специалистов в области геотехники. — Но я знаю, что в состав экспертного совета при губернаторе, на первом заседании которого обсуждался проект подземного строительства на площади Восстания, входят Михаил Пиотровский, Михаил Боярский, Александр Сокуров и другие уважаемые люди. Все они — профессионалы, но я сильно сомневаюсь, чтобы кто-нибудь из них разбирался в питерских грунтах и мог оценить методы ведения работ по строительству подземного комплекса и связанные с этим риски»…
Новая газета ,
24.04.2008
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |