Если на мартовских выборах в Законодательное собрание политическая реклама занимала где-то пятую часть всей "наружки" города, то на этот раз, по прогнозу экспертов, этот показатель будет значительно выше. Операторы наружной рекламы уже завалены соответствующими заказами. Естественно, встает вопрос о качестве политической агитации на рекламных носителях, особенно в центре города. Петербург всегда достаточно щепетильно относился к контролю за тем, как "наружка" соотносится не только с внешним обликом культурной столицы, но и с его внутренним стилем, духом. Нередко мы становимся свидетелями двух крайностей: либо политики соревнуются в абсурдности и излишней зашифрованное лозунгов, либо действуют слишком уж прямолинейно, в стиле советских агиток эпохи застоя.
Многие помнят непонятные заигрывания с партийными цветами и ключевыми словами: "Веришь в чудо?", "Россия. Есть чем гордиться" и даже "Что такое Бананас?".
Показательна тут история с появлением плакатов "Россия будет справедливой", на которых рекламируются некий фонд "Справедливый город" и его сайт в Интернете. Все в этой рекламе указывает на эсеров, но сам сайт при этом утверждает, что оказывает помощь инвалидам, которые прямо там размещают свои объявления. Кому-то очень нужны инвалидные коляски, кому-то - автомобиль для перевозки инвалидов, и т. д. Логично напрашивается вопрос: а может, надо было рекламные деньги потратить на конкретных людей.
На улицах города появилась также реклама "единороссов". От них на самом деле ждали чего-то прямолинейного, напористого. Ожидали с опасением: по мнению экспертов, федеральный посыл ПППР ("План Путина - победа России!") выпал бы из питерской стилистики. Опасения не оправдались: Петербург стал едва ли не единственным городом, где рекламная кампания "медведей" отличается от общероссийской. Отличается именно тем, что она менее прямолинейная, более теплая, человечная: реклама апеллирует к городскому патриотизму, к семейным, бытовым, нравственным ценностям и т. д. Отметили это многие, в том числе и народный художник РФ Альберт Маркин, по мнению которого, в этих плакатах видны скромность и соблюдение меры в подаче.
"Программа для страны"
Тут надо еще напомнить и то, что во время прямой линии с россиянами Президент попросил не соотносить план Путина исключительно с его собственной личностью.
- Выступая на съезде "Единой России", я уже говорил о том, что не считаю нужным так персонифицировать этот план. По сути своей, это результат работы экспертов на всех уровнях. Все это можно назвать стратегией планового развития страны. Если в условиях предвыборной борьбы в парламент кто-то решил персонифицировать план и связать его с именем действующего президента, это можно отнести к разряду политических технологий. Но сам план - совершенно конкретный, востребованный страной, - заявил тогда Владимир Путин.
Политическая реклама "Единой России" в Петербурге вполне укладывается в пожелания Президента. Здесь упор делается на другие вещи, не на всезначимость одного человека, а на его непосредственное участие в развитии родного города: в итоге его имя из "лозунга" и "знамени" превращается в образ своего, близкого, земляка, а "план Путина" - из общероссийского обустройства страны - в конкретную программу президентской заботы о Петербурге.
АиФ-СПб ,
24.10.2007