Получив конверт из Германии, директор Пискаревского кладбища в Петербурге чуть не упал со стула. В письме сообщалось: все свои сбережения доктор Хельга Петцольд завещала его кладбищу, где покоятся погибшие в блокаду ленинградцы.
Пискаревский мемориал в Петербурге - огромная братская могила. Самое большое в мире кладбище времен войны. 28 гектаров земли хранят останки почти полумиллиона людей, умерших и погибших за 900 дней блокады. И вот теперь за их могилами будут ухаживать на деньги престарелой немки, умершей полгода назад.
Наследство на кладбище свалилось совершенно неожиданно. В начале минувшего апреля на адрес Пискаревского кладбища пришло письмо от адвокатов некой фрау Хельги Петцольд из Германии. Душеприказчики покойной сообщали, что их доверительница оставляет кладбищу 12,5 тыс евро.
- Нам предлагали, если мы принимаем условия завещания, открыть валютный счет и как можно скорее сообщить его номер, - рассказал "Известиям" директор Пискаревского мемориала Олег Баев. - А условие фрау Петцольд, собственно, было только одно: деньги должны пойти на уход за могилами мирных жителей и воинов защитников блокадного Ленинграда.
По словам Баева, условие фрау Петцольд они конечно же выполнят. В ближайшее время будет составлена смета работ, на которые пойдут немецкие деньги. Расчеты покажут адвокатам. Никакого другого контроля над расходованием 12,5 тыс. евро, уверяет Олег Баев, с немецкой стороны не выдвинуто.
Однако без проблем получение завещанных денег не обошлось.
- Наш мемориал - это государственная структура, мы подчиняемся администрации города, и валютного счета до сих пор не имели, - объясняет Баев.
Некоторое время русская и немецкая стороны вели переписку на тему валюты: дирекция кладбища предлагала немцам перевести деньги в рубли, а потом посылать, адвокаты-немцы недоумевали - к чему такие сложности. Наконец, в минувшую пятницу Пискаревский мемориал все-таки открыл валютный счет.
- Номер мы немцам уже сообщили, - продолжает Олег Баев. - Вот получим деньги, переведем их в рубли, тогда будем смету составлять.
Что двигало немкой в момент составления завещания - неизвестно. Кто эта женщина, что связывало ее с Россией, с Ленинградом, с блокадой? В Питере предполагают, что фрау Петцольд вряд ли была очень богатой женщиной. Ни в администрации Петербурга, которой подчиняется Пискаревский мемориал, ни в дирекции самого музея не поинтересовались мотивами фрау Петцольд. Завещала - и спасибо.
Известия ,
7.05.2007