Такого мнения придерживаются в Петербургской избирательной комиссии (ГИК). По данным ГИК, на 16 марта объем средств, который потратили все избирательные объединения на выборы, превысил 600 млн рублей. Лидер по затратам - "Единая Россия" израсходовала 228,2 млн рублей, на втором месте "Справедливая Россия" - 181,8 млн рублей. "Союз правых сил", опередив по расходам многих конкурентов - 103,6 млн рублей, в итоге смог набрать только 5,6% голосов. "Патриоты России", истратив 44,2 млн рублей, также не смогли пройти в парламент. С точки зрения затрат кампания КПРФ была в 4,5 раза успешнее ЛДПР. При затратах в 6,8 млн рублей против 31,9 млн рублей коммунисты получили 9 депутатских мест, а ЛДПР - только пять.
Цитируемость лидеров избирательных объединений в петербургской прессе, теле- и радиоэфире также не всегда совпадала с их расходами на рекламу. По медиаактивности среди политических партий, по данным "Интегрум-СЗ", впереди "Единая Россия" - 27,7%, затем "Справедливая Россия" - 20,8%. Третье место у партии с одним из самых скромных бюджетов - КПРФ - 12%. На четвертом - снятое с выборов "Яблоко" - 10,9%.
Тихо и спокойно
Из-за того, что на этих выборах размер избирательного фонда был увеличен с 300 тыс. до 600 млн рублей, партии могли легально показывать все свои траты. Поэтому нарушений, связанных с применением нелегальных схем финансирования, отмечено не было, говорит заместитель председателя ГИК Дмитрий Краснянский. По его оценке, жалоб на незаконную агитацию было подано гораздо меньше, чем на прошлых выборах.
За всю кампанию комиссией по информационным спорам было рассмотрено всего 40 обращений. Чаще всего жаловались на "Справедливую Россию" (17 претензий) и на "Единую Россию" (12). По итогам рассмотрения документов было направлено 67 представлений в ГУВД на устранение нарушений и 19 - в прокуратуру. Как правило, после проверки правоохранительными органами факты не подтверждались либо было невозможно установить причастных к незаконной агитации.
"Ни по объему черных технологий, ни по формам, которые использовались, последняя кампания не выделяется ни в меньшую, ни в большую сторону. Особого "творчества" политтехнологов замечено не было, - считает политолог Роман Могилевский. - При этом едва ли можно считать спокойной кампанию, где с выборов были сняты три партии. Особенно это касается "Яблока" - партии, которая в Петербурге довольно популярна".
Цифры
Более 5000 публикаций вышло в 2007 г. в городских и федеральных СМИ на тему петербургских выборов.
Деловой Петербург ,
21.03.2007