![]() |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
Эрмитаж показывает в Лондоне эротические гравюры
17.11.2006 00:01
Французские гравюры XVIII века русский император собирал тайно. Можно понять почему: французское искусство того времени было исключительно разнузданным. Это сегодня мы видим в нем только едва уловимые намеки на эротизм. А тогда все считывалось абсолютно однозначно. Например, такая картина: девушка дремлет в кресле, а из ее рук вываливается некая книжица. Согласно иконографии того времени эта сцена означает, что девушка читала эротический или даже порнографический роман, размечталась, все себе представила и утомленно заснула, сообщает газета "Ведомости". А были и еще более откровенные картины. Художники круга величайшей куртизанки, возлюбленной Людовика XV мадам Помпадур, любили делать ее портреты, не стесняясь изображать заказчицу в обнаженном виде. А были и порногравюры (в частности иллюстрации к маркизу де Саду), и порнокарикатуры (в том числе на ту же мадам Помпадур), которые рассматривались коллективно в салонах, наверняка в перерывах между философическими беседами. Просвещенные аристократы были просвещены во всем. А Николай I жил в гораздо более ханжеской России и в гораздо более чопорном XIX веке. Вот и сделал тайну из того, что его предшественники считали хорошим тоном. Еще одна интрига выставки в том, что, как объявляют ее организаторы, эти гравюры были обнаружены в Эрмитаже недавно. При том, что хранились там давно. Куда же, спрашивается, смотрели хранители прежде? Название экспозиции — “Трумф Эроса: искусство и соблазн во Франции XVIII века”. Помимо гравюр, что собирал император, в нее включены и картины Буше, Ватто, Натуара, Ланкре и других. Но главный акцент кураторы сделали на “Грозящем Амуре” — мраморной скульптуре Фальконе, который вообще-то специализировался именно на мелкой, декоративной пластике, а вовсе не на медных всадниках. 24 ноября — 8 апреля, Эрмитажные комнаты, South Building, Somerset House, Strand, Лондон. ИСТОРИЯ НЕПРИЛИЧНОГО Эротическое искусство всегда скрывалось. В охотничьих замках европейской аристократии непременно устраивались секретные комнаты с эротическими росписями на стенах. Самые первые такие коллекции эротического искусства находились в замке Фонтенбло под Парижем и в Палаццо дель Те на окраине Мантуи. Наиболее известная коллекция эротического искусства принадлежала Жерару Норману, швейцарскому бизнесмену. Он умер в 1992 году, а в мае 2006-го его собрание было продано на аукционе Christie's почти за 3 млн евро. При этом вопреки существующей практике в онлайновом каталоге на официальном сайте Christie's не было вывешено ни одной картинки. Норман собирал преимущественно художественную литературу (в его коллекции была и рукопись “Истории О” Полин Риг), но покупал и произведения искусства — например иллюстрации к сочинениям маркиза де Сада и эротические сонеты Пьетро Аретино с иллюстрациями Джулио Романо (XVI век), в том числе изображения 16 сексуальных позиций. Самая знаменитая тайная картина — “Начало мира” Гюстава Курбе. На картине, вероятно, изображена возлюбленная художника, точнее самые интимные фрагменты ее тела в самой откровенной позе. Картина выглядит крайне физиологично.
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
|
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
© 2001-2025, Ленправда info@lenpravda.ru |