Французские гравюры XVIII века русский император собирал тайно. Можно понять почему: французское искусство того времени было исключительно разнузданным. Это сегодня мы видим в нем только едва уловимые намеки на эротизм. А тогда все считывалось абсолютно однозначно.
Например, такая картина: девушка дремлет в кресле, а из ее рук вываливается некая книжица. Согласно иконографии того времени эта сцена означает, что девушка читала эротический или даже порнографический роман, размечталась, все себе представила и утомленно заснула, сообщает газета "Ведомости".
А были и еще более откровенные картины. Художники круга величайшей куртизанки, возлюбленной Людовика XV мадам Помпадур, любили делать ее портреты, не стесняясь изображать заказчицу в обнаженном виде. А были и порногравюры (в частности иллюстрации к маркизу де Саду), и порнокарикатуры (в том числе на ту же мадам Помпадур), которые рассматривались коллективно в салонах, наверняка в перерывах между философическими беседами. Просвещенные аристократы были просвещены во всем.
А Николай I жил в гораздо более ханжеской России и в гораздо более чопорном XIX веке. Вот и сделал тайну из того, что его предшественники считали хорошим тоном.
Еще одна интрига выставки в том, что, как объявляют ее организаторы, эти гравюры были обнаружены в Эрмитаже недавно. При том, что хранились там давно. Куда же, спрашивается, смотрели хранители прежде?
Название экспозиции — “Трумф Эроса: искусство и соблазн во Франции XVIII века”. Помимо гравюр, что собирал император, в нее включены и картины Буше, Ватто, Натуара, Ланкре и других. Но главный акцент кураторы сделали на “Грозящем Амуре” — мраморной скульптуре Фальконе, который вообще-то специализировался именно на мелкой, декоративной пластике, а вовсе не на медных всадниках.
24 ноября — 8 апреля, Эрмитажные комнаты, South Building, Somerset House, Strand, Лондон.
ИСТОРИЯ НЕПРИЛИЧНОГО
Эротическое искусство всегда скрывалось. В охотничьих замках европейской аристократии непременно устраивались секретные комнаты с эротическими росписями на стенах. Самые первые такие коллекции эротического искусства находились в замке Фонтенбло под Парижем и в Палаццо дель Те на окраине Мантуи.
Наиболее известная коллекция эротического искусства принадлежала Жерару Норману, швейцарскому бизнесмену. Он умер в 1992 году, а в мае 2006-го его собрание было продано на аукционе Christie's почти за 3 млн евро. При этом вопреки существующей практике в онлайновом каталоге на официальном сайте Christie's не было вывешено ни одной картинки. Норман собирал преимущественно художественную литературу (в его коллекции была и рукопись “Истории О” Полин Риг), но покупал и произведения искусства — например иллюстрации к сочинениям маркиза де Сада и эротические сонеты Пьетро Аретино с иллюстрациями Джулио Романо (XVI век), в том числе изображения 16 сексуальных позиций.
Самая знаменитая тайная картина — “Начало мира” Гюстава Курбе. На картине, вероятно, изображена возлюбленная художника, точнее самые интимные фрагменты ее тела в самой откровенной позе. Картина выглядит крайне физиологично.
Заказчиком “Начала мира” был турецкий дипломат Халил Бей, который хранил полотно за зеленой занавеской. Позже картина была упакована в специальный ларец, на крышке которого для отвода глаз нарисовали морской пейзаж. В таком виде она в 1955 году попала в коллекцию великого психоаналитика Жака Лакана, который хранил ее в кабинете своего загородного дома. Однако возлюбленная Лакана потребовала спрятать “Начало мира”, и философ заказал своему другу, сюрреалисту Андре Массону, картину-крышку: достаточно было нажать кнопку, и массоновская абстракция отодвигалась, открывая зрителям все прелести композиции Курбе. В 1995 году “Начало мира” (в счет уплаты налогов на наследство) передали государству, и сейчас это полотно хранится в Музее Орсэ в Париже.