В пятницу в пять часов вечера над Троицким собором появился огромный факел, взметнувшийся к небу. Затем из отверстия в центре купола повалил черный дым. Вскоре полыхали уже три креста. Потом они с грохотом упали.
Иконы боялись отдавать в Эрмитаж
Глядя на бушующее пламя на месте рухнувшего купола Троицкого собора, обыватели качали головой: бардак, что делается - хоть святых выноси! И их вынесли и сложили перед собором.
Груду церковной утвари и иконы выше человеческого роста бдительно охранял ОМОН. Причем даже от своих - служащим собора приходилось по нескольку раз доказывать, что они имеют право прикасаться к ценностям. Увидев подошедшие грузовики, добровольные помощники схватили иконы и начали грузить их в машину. Настоятель собора отец Геннадий кинулся к грузовику:
- Куда увозите?!
- В Эрмитаж, - отозвались помощники. Сотрудники Эрмитажа, явно растерянные, стояли рядом. Иконы продолжали грузить.
- Какой Эрмитаж?! - схватился за голову батюшка. - Мы их сейчас сами на руках понесем в администрацию района, пусть там хранятся!
И все же, как сообщил корреспонденту «МК» в Питере» заместитель начальника Главного следственного управления Андрей Каминский, часть ценностей из Троицкого собора разместили в Эрмитаже. Оставшееся - в ближайших храмах и в здании администрации Адмиралтейского района.
«Они там матом ругались»
Тем временем люди заняли все подступы к собору. Вскоре пошел дождь.
- Спасибо, Господь пролил дождичек, - сказал кто-то.
Пожару присвоили четвертый номер сложности. Было подтянуто 45 пожарных расчетов. Пришлось задействовать даже пожарный вертолет. Когда народ немного оправился от первого шока, все стали выдвигать версии происходящего.
- Когда я последний раз был на службе, видел там рабочих, - сказал какой-то прихожанин. - Один из них схватил бутылку и побежал наверх по лесам. Это были лица, как принято говорить, кавказской национальности. Они там матом ругались страшно, прямо в храме. Своего Аллаха не гневят, только нашего Бога.
- Это кто-то специально сделал, - откликнулась пожилая женщина. - Там люди работали, они что-то оттуда вынесли, а потом его подожгли. Никто же за этим не следил.
Пожар тушили несколько часов. Деревянный купол и леса спасти не удалось.
- Он взял и рухнул на моих глазах, как дома в Америке, - произнес стоявший рядом мужчина.
- Пойдем, Саша, в магазин, «малек» купим за упокой собора, - ответил ему сосед.
Уже на следующий день перед Троицким собором прошла служба.
Собор подожгли?
Представители Общественной комиссии по борьбе с коррупцией сразу же выдвинули версию о поджоге. Дело в том, что в случае с Троицким собором борцы с коррупцией не досчитались 8 миллионов рублей - половины всей суммы, выделенной на работы возле собора. Антикоррупционеры считают, что 8 миллионов рублей поделили между собой четверо учредителей Реставрационно-строительной корпорации, и тщетно добиваются возбуждения уголовного дела. А на восстановление Троицкого собора, по предварительным данным, потребуется более 100 миллионов рублей.
МК в Питере ,
30.08.2006