Вечером в пятницу, 4 августа, в Петербурге взяли под стражу сразу двух подозреваемых в похищении из Эрмитажа ювелирных изделий. Арестованы муж и сын хранительницы коллекции Ларисы Завадской. Она умерла в октябре прошлого года, когда в Эрмитаже началась ревизия ценностей.
По слухам, в квартире Завадской найдено около сотни квитанций из ломбарда. Родные сотрудницы музея уже дают признательные показания и даже сообщили следователям, кому продали 70 вещей. По их словам, экспонаты из Эрмитажа они выносили постепенно, начиная с 1998 года. Вытащить более 200 предметов могли хоть в авоськах - сотрудников не досматривают.
- Хранителем коллекции серебра Лариса проработала лет восемь, - вспоминают коллеги. - Специалистом была не ахти каким, материал знала плохо, зато умела работать с документами. Недаром много лет проработала в отделе учета и хранения.
Кстати, незадолго до смерти Ларисы Завадской из музея уволили ее сына. Завадский-младший работал... в отделе учета и хранения.
- Стоило ему уволиться, как пропажи сошли на нет. Так что, возможно, это и не Лариса вещи брала, а Коля. Он ведь мог спокойно приходить к ней в хранилище. Не будет же она за родным сыном следить.
Где искать краденое?
Если на квартире Завадских найдены 100 квитанций из ломбарда, то где остальные вещи?
- Лариса Алексеевна одно время очень часто ездила в Финляндию, - поведали нам в Эрмитаже. - Но потом вдруг перестала.
Так что часть ценностей могли вывезти в соседнюю страну, а оттуда они уже растеклись по всей Европе. Если в самолетах багаж еще просвечивают на предмет обнаружения бомбы, то на автомобиле или пароме можно вывезти что угодно.
Музейщики, как правило, знают имена всех крупных коллекционеров. Эмали во всем мире всерьез собирают всего три человека, все живут в США. Один из них - Малколм Форбс, сын основателя знаменитого делового журнала. Их агенты по всему миру разыскивают для хозяев всевозможные ценности. Не исключено, что в Финляндии Лариса Завадская могла встречаться именно с ними.
Но если у похитителей был заказчик, зачем сдавать часть вещей в ломбард, где за них платят буквально копейки?
- Это могли быть вещи, которые не приглянулись коллекционерам, - выдвинули версию сотрудники Эрмитажа. - Вот их, чтобы добро не пропало, и сдали в ломбард по весу.
КСТАТИ
У милиции есть третий подозреваемый
В субботу, 5 августа, «КП» сообщила, что нашелся один из похищенных экспонатов - серебряный потир 1856 года. Мы выяснили, что в Росохранкультуры его передала директор московского антикварного салона «Ортодокс Антик» Галина ОЙСТРАХ. На сайте Эрмитажа она узнала вещь, приобретенную ее салоном в 2004 году. Продавец тогда представился сотрудником Московского патриархата, что, впрочем, не освободило его от необходимости оставить свои паспортные данные. По ним-то милиция и задержала этого человека. По слухам, он уже вовсю дает показания.
КП ,
7.08.2006