Лениградская Правда
3 DECEMBER 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Лев и темнота
19.07.2006 00:01
В числе экспонатов Русского музея – знаменитые «Крестьянская семья» (1914) и «Лики» (1940).
В числе экспонатов Русского музея – знаменитые «Крестьянская семья» (1914) и «Лики» (1940).
В Русском музее состоялось открытие грандиозной выставки авангардиста Павла Филонова. Эта экспозиция поражает даже не столько картинами одного из самых странных художников 1910–1930-х годов, сколько умело срежиссированным музейным шоу уровня ХХI века, способным в буквальном смысле пролить новый свет на известные полотна.

Первый и главный шок, который испытывает посетитель выставки «Павел Филонов: Очевидец незримого» – страх темноты. Целую галерею залов Русского музея превратили в почти диснеевские комнаты ужасов, обив их темно-коричневыми тканями и наполнив психоделическими звуками синтезатора. Этот синтезатор АНС – скорее полуорган, полукомпьютер 1958 года выпуска – сканирует графику Филонова и выдает инфернальные шумы и завывания. В жутковатой темноте лучи выхватывают картины мастера «аналитического авангарда», которые в этом ракурсе больше похожи на экспонаты Кунсткамеры – на окаменелости, на заспиртованных уродцев, на всякого рода причудливые творения природы вроде овец с двумя головами и тремя ногами.

Именно так, по мнению дирекции Русского музея, Филонова и нужно показывать – зритель должен погружаться в картины, почти медитировать перед ними, разгадывая графические формулы (многие вещи художник так и называл – «Формула весны» или «Формула пролетариата») и наблюдая за движением мазков, больше напоминающих размножение микроорганизмов. При свете дня и на скучных белых стенах филоновские холсты сливаются в одно лоскутное одеяло.

Филонов уже не первый раз провоцирует музейные игры. Примерно года три назад в Московском центре искусств тогдашний его куратор Марина Лошак расставила рядом с его картинами микроскопы: всякий желающий мог сравнить «органические матрицы» живописца с реальными клетками зеленых листьев. Дело в том, что сам метод эксцентричного мастера, принципиально не продававшего свои работы, – это препарация картины, ее дробление. И все это ради вселенской духовности. Страстный радетель за дело пролетариата Филонов пытался насадить некий религиозный пантеизм. Предлагал художникам рисовать «запах деревьев и их биосферу», «прорабатывать каждый атом» и изображать «не лицо, а мышление человека». В итоге получались «навороченные» образы, где слились все направления ХХ века – от кубизма и футуризма до агитплаката – и все это приправлено жирным соусом натурфилософии. Желания и результат у Павла Филонова парадоксально расходились: хотел написать голову советского крестьянина, а на деле – освежеванная физиономия Фрэдди Крюгера из голливудского фильма ужасов. Хотел создать «формулу пролетариата», а возникала формула конца света. В этом смысле Филонова логичней сравнивать даже не с современниками Малевичем и Кандинским, а с «великим сумасшедшим XVI столетия» Иеронимом Босхом. Ведь именно Босх был одержим идеей связи всего живого: только у него и у Филонова мир – это карнавал элементарных частиц, живой и мертвой плоти.

Почему именно это пряное блюдо было припасено Русским музеем для саммита в разгар туристического сезона? На то имеется несколько веских причин. Во-первых, авангардист еще не слишком известен широкой публике (последняя выставка прошла в 1988 году, и ее открывала Валентина Матвиенко в статусе зампреда исполкома Ленсовета). Он куда как меньше раскручен, чем Малевич и Кандинский. Основная масса его картин хранится в Русском музее, куда их передала сестра живописца. Для иностранных гурманов – это особенно лакомый кусок, ведь Филонова практически нет в зарубежных собраниях. Любой его рисунок вызывает страшный ажиотаж среди собирателей. Так что выставка просто обречена на успех у западного зрителя. И она явно поедет на гастроли.

Для пущей «продвинутости» всего действа организаторы шоу прибавили к нему еще пару-тройку современных проектов. Художник-концептуалист Вадим Захаров создал огромного голубого льва (метафору Петербурга, филоновской самоуверенности и вообще «русского менталитета»), который читает автобиографию художника. Отдельно показывают очень остроумный фильм Степана Шушкалова, где «оживают» авангардные картины – разлетаются на мелкие осколки под музыку Чайковского и собираются снова. Увы, всю эту роскошь лидеры стран «восьмерки» оценить не смогли по соображениям личной безопасности. Зато, по заверению сотрудников музея, детская «восьмерка» была в восторге. В декабре Филонов прибывает в Москву (есть договоренность с пушкинским музеем), и кураторы обещают еще более фееричное зрелище.
Сергей Соловьев, Новые известия , 19.07.2006



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru