Несмотря на проводимую Смольным транспортную реформу, качество пассажирских перевозок в Петербурге практически не изменилось. Общественный транспорт ходит все так же плохо, и пассажиру, которому не удается вовремя добраться до работы, приходится ловить маршрутное такси. А езда на этом виде транспорта, как известно, связана с большим риском.
Практически треть всех дорожных происшествий приходится на маршрутки. Человеческие жертвы в этих авариях, увы, уже никого не удивляют. Как правило, на дорогах города работают грузовые «Газели» белого цвета, кустарно переоборудованные в пассажирские. Желтые микроавтобусы, выпускаемые заводом-изготовителем как маршрутные такси, на порядок дороже, имеют меньше посадочных мест, а значит, невыгодны перевозчикам. С прошлого года Минтранс и МВД ведут борьбу с «переделанными» машинами. Сотрудники ГИБДД проверяют петербургские маршрутки, на нарушителей составляют протокол и технически неисправные машины на маршрут больше не выпускают. По словам инспекторов, у маршруток белого цвета очень много неисправностей и нарушений – большой износ, «лысая» резина, не горящие фары, отсутствие аптечки, огнетушителя, запасного колеса, завышенное (до 16) количество посадочных мест, сиденья, прикрученные к фанерному настилу, и намертво заблокированный запасной выход.
При этом требования к сертификации пассажирской модели «Газели» давно устарели. По результатам проведенных тестов было установлено, что при аварии даже на скорости 60 километров в час пассажиры маршрутки могут получить тяжелые травмы. Отсутствие ремней безопасности, подголовников, крепление и расположение упрощенных, для удешевления, фанерно-железных кресел против направления движения и вдоль бортов являются обычными причинами несчастных случаев. В то же время, по словам представителей ГАЗа, ДТП с маршрутными такси происходят исключительно по вине водителей, а не из-за технических недостатков автомобилей. А вот петербургский инженер-механик Николай Коган утверждает, что в авариях не всегда виноваты водители маршруток. По его мнению, у «Газелей», в отличие от импортных аналогов, ось задних колес смещена вперед.
– Зарубежные машины более устойчивы. А у «Газелей» задние колеса находятся под пассажирским салоном, почти посередине. Если в задней части маршрутки сидят пассажиры, а водитель резко дает газ, то передние колеса могут оторваться от земли. В таком положении машина почти неуправляема.
На письмо инженера Когана главный конструктор грузовых автомобилей завода в Нижнем Новгороде Олег Филимонов ответил, что «машина подвергалась испытаниям и соответствует международному образцу». Однако, как заявил министр транспорта России Игорь Левитин, все пассажирские микроавтобусы «Газель» старого образца будут заменены на другую, усовершенствованную модель, с «иными техническими характеристиками» и более безопасную. «Газель-2» с усиленным кузовом будет соответствовать стандартам «евро-2» – 12 пассажирских мест с ремнями безопасности, высокие спинки, а места будут располагаться по ходу движения.
Понятно, что возросшая из-за доработок примерно на 30 тысяч рублей цена вряд ли будет стимулировать перевозчиков на скорую замену маршрутных парков. Поэтому, по утверждению Министерства транспорта РФ, в крупных городах, где маршрутные такси особенно востребованы, и в Петербурге в том числе, необходимо переходить на автобусы средней вместимости – на 25–30 человек, которые являются более безопасными.
Наталия Никандрова, Новости Петербурга ,
10.07.2006