Юридическое сообщество Северной столицы всерьез обеспокоено – речь идет уже не о безопасности отдельных граждан, а о защите правосудия как такового. В интервью dp.ru президент международной коллегии адвокатов в Петербурге Валентина Левыкина заявила, что адвокат – это первый человек, на которого пытаются оказать давление, чтобы воспрепятствовать вынесению законных судебных решений. По данным газеты "Невское время", в каждой адвокатской коллегии, а их в городе больше 60, есть юрист, который хоть раз подвергался нападению.
Кто докажет?
По словам специалистов, главная проблема сегодня состоит в том, что милиция или отказывается возбуждать уголовные дела по факту избиения адвокатов, или классифицирует их как бытовые. А ведь в федеральном законе "О защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства" ясно написано, что адвокат тоже относится к их числу, утверждают юристы. "В милиции и не скрывают, что нас не любят, – рассказала корреспонденту dp.ru Валентина Левыкина, – но я считаю, что ситуация не должна зависеть от личного отношения к нам сотрудников правоохранительных органов". Однако, по мнению самих адвокатов, доказать, что преступления были совершенно из-за профессиональной деятельности потерпевших, очень сложно.
Наша служба и опасна и трудна
DP.RU уже писал о нападении на адвоката Ивана Павлова. Юрист добивался того, чтобы Агентство по техническому регулированию и метрологии поместило в открытом доступе информацию о ГОСТах, которую раньше можно было получить только за деньги. За 2 дня до судебного заседания Ивана Павлова избили. Еще один "свежий" пример – адвокат Николай Калмыков дважды за последние полгода подвергался нападениям. Сам он связывает эти покушения с тем, что выступает защитником одного из обвиняемых в убийстве конголезского студента Роланда Эпоссака.
"Ежовые рукавицы" закона
В ГУВД в ответ на заявления коллегии адвокатов недоумевают. По словам начальника отдела информации Вячеслава Степченко, в милиции защищать адвокатов готовы, вот только законов, обеспечивающих тем право получить защиту именно как участникам судопроизводства, нет. В ГУВД фактически повторили слова самих адвокатов – доказать, что на защитника покушались из-за его профессиональной деятельности, практически нереально. Многие преступники даже специально заметают следы, чтобы нападение выглядело как грабеж или простое хулиганство.
Сапожники без сапог
По словам Валентины Левыкиной, единственный выход – добиться того, чтобы подобные дела расследовала прокуратура. Пока они до нее просто не доходят. Коллегия уже готовит обращение в прокуратуру, но вот прислушаются ли там к нему – неизвестно, говорят юристы.