В 2004 году правительство Северной столицы приняло очередную концепцию развития в городе трамвайного движения. Планировалось отремонтировать старые пути и проложить новые. Но благие намерения чиновников так и остались на бумаге. По большинству адресов, обозначенных в той концепции, ремонтные работы так и не начались, а новые трамвайные пути и вовсе не строят. Конечно, кое-где рельсовые пути подлатали, но движение из-за этого каждый раз закрывают на месяцы, а то и годы... Естественно, горожане ищут более удобные способы передвижения по городу и перестают пользоваться электротранспортом.
Вагоны простаивают
Специалисты считают, что на 1 км трамвайного пути при оптимальной его эксплуатации (когда и пассажирам хорошо, и перевозчик не внакладе) должно приходиться в среднем 2 поезда. Если поездов больше - и людям, и тем, кто делает «трамвайный бизнес», лучше. Для сравнения: в Праге и Амстердаме в часы пик на 1 км трассы приходится 10 трамваев (!). На восстановленных сетях Парижа, Страсбурга и Барселоны - по 5 (!). В Петербурге же... порой бесполезно ждать трамвая, даже в часы пик. Значительное количество вагонов хронически остается в парках. А интервал движения может быть 30 минут и больше (тогда как, по исследованиям социологов, человек готов ждать общественный транспорт не более 15 минут).
- Не хватает персонала... Ведь сегодня быть вагоновожатым непрестижно. И молодежь редко идет на эту работу, - сетуют в ГУП «Горэлектротранс».
Теперь - на подхвате
Трудные для трамвайной отрасли времена наступили в середине 90-х, когда были списаны около 1000 вагонов и закрыты целых 24 маршрута. Наверстать упущенное тогда так и не получилось - денег на трамвай выделяли мало. А территории трамвайных парков то и дело норовят приспособить под свои интересы строительные компании и иже с ними.
В итоге передвигаться по городу на трамвае стало неудобно не только потому, что вагоны старые. Скорость их сегодня... менее 10 км в час. В итоге трамваи теперь служат по большей части только как подвозочный транспорт к основному - метро и маршруткам. Хорошо это или плохо?
Прощайте, столичные амбиции
Обидно, конечно, что город, известный как культурная, морская, а с легкой руки журналистов - и как криминальная столица России, вот так медленно, печально и безвольно лишается своего не менее известного в прежние годы статуса - трамвайной столицы мира (!). Пусть неофициально, но так Ленинград-Петербург не без пафоса именовали последние лет 25. Но...
Кто теперь вспомнит, что трамвайная развязка на пересечении Среднего проспекта и 8-й линии (у станции метро «Василеостровская») была вполне официально занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое сложное на планете подобное сооружение?
Трамвай - экологически чистый транспорт (в отличие от автобусов и маршруток, чадящих гарью с двуокисью углерода и тяжелыми металлами. Хотели заменить его в основном столь же электрически-чистым троллейбусом. Но ни одного километра новых маршрутов «рогатых» открыто не было.
| - Довезет меня домой наш трамвай едва живой? |
|
|
У метро - свои проблемы
40% всех пассажирских перевозок в Петербурге сегодня приходится на городскую подземку. Но из-за ликвидации многих трамвайных и троллейбусных сообщений метрополитен оказался перегружен - те пассажиры, которые могли бы проехать пару остановок на поверхности, спускаются в метро.
Казалось бы - самое время метро расширять? Но, учитывая особенность петербургских недр, не так-то это просто - геологические особенности и необходимость устройства глубоких тоннелей делают это строительство самым дорогим не только в России, но и в мире - минимум 2,5 млрд руб. на 1 км сети (!).
Кстати, в Петербурге на сегодняшний день самая дорогая транспортная система. Например, абсолютная стоимость месячного проездного билета в Северной столице в 1,3-1,5 раза выше, чем во всех восточно-европейских столицах (в Праге, Будапеште, Софии или Варшаве). По статистике, в среднем петербуржцы тратят на общественный транспорт 1300 рублей в месяц, а то и больше.
Накануне коллапса
Безуспешно постояв на остановках и не раз опоздав на работу, петербуржцы твердо решают покупать машину (тем более что автокредиты становятся все доступнее). В итоге количество личного автотранспорта в городе на Неве растет лавинообразно. На начало 2006 года зарегистрировано более 1 200 000 легковых автомобилей. И ежегодно их становится больше на 50-100 тысяч! При том что дороги-то лучше становятся крайне медленно...
По оценкам специалистов Центра социальных процессов Северо-Западной академии госслужбы, такими темпами полный транспортный коллапс в Петербурге наступит не позднее 2010 года.
ПЕРСПЕКТИВЫ
С каких улиц уберут трамвайные пути в ближайшее время
- дорога на Турухтанные острова
- ул. Ленсовета
- вытяжной тупик у Нарвских ворот
- наб. Обводного кан. от Измайловского пр. до Московского пр. и от Московского пр. до Лиговского пр.
- Вознесенский пр.
- Московский пр. от трамвайного парка № 1 до наб. Обводного кан.
- Измайловский пр. от Фонтанки до 1-й Красноармейской ул.
- от 1-й Красноармейской ул. до наб. Обводного кан.
- мост Императора Петра Великого
- Якорная ул. от моста Императора Петра Великого до Новочеркасского пр.
- Петроградская ул.
- Константиновский пр.
- Спортивная улица
- Крестовский пр.
- Лиговский пр. севернее Свечного пер. и 2-й Советской улицы, по Пискаревскому пр.
- Возможно, линия через мост Лейтенанта Шмидта
СРАВНИМ?
Основные показатели | Было в 1991 году | Стало в 2006 году |
Всего трамвайных маршрутов | Около 70 | 43 |
Протяженность маршрутов | Более 1700 км | 550 км |
Общее количество вагонов | 2077 | 1043 |
НЮАНС
Исчезнет даже слово?
По инициативе руководства дорожного комплекса Петербурга из бюджета 2006 года была полностью исключена строчка капитальной реконструкции трамвайных путей. А в окончательной версии Генерального плана развития города, принятого в начале 2006 года, слово «трамвай» вообще отсутствует.
Любовь Холопова, Комсомольская правда ,
7.06.2006