Гия Гвичия связал свое имя с именем Степана Разина, а заодно и с пивоваренным бизнесом 17 лет назад. Еще год назад основной совладелец комбината имени Степана Разина заявлял, что для него последний «не просто деньги», и он не готов его продать. Однако недавно стало известно, что пивоварня все же поменяла владельца. Гвичия держался до последнего.
«Баста карапузики... кончилися танцы! Завод продан, всем спасибо», – организаторы портала www.razinhandball.ru не стали скрывать своего разочарования, узнав о недавней продаже пивоваренной компании, которая в течение нескольких лет была спонсором питерских гандболистов (клуб «Степан Разин-Нева»). Какие чувства испытывает Гия Гвичия, теперь уже бывший основной акционер компании (на пару с супругой Хатуной Гвичия они владели 50,75% акций, еще 34,11% принадлежало их компаньону Григорию Щербаковскому), не известно – всю прошлую неделю ни один из его телефонов не отвечал. Вероятно, чувства эти смешанные.
«Больше, чем просто бизнес»
26-летний специалист по имени Гия Гвичия впервые переступил порог комбината имени Степана Разина в 1988 году. По его собственным воспоминаниям, это произошло на следующий день после окончания института – Ленинградского финансово-экономического. Быстро сделав карьеру, в начале 1990-х годов Гвичия, занимавший к тому времени должность заместителя генерального директора компании, сыграл ключевую роль во внутреннем конфликте, разгоревшемся в ней. После приватизации, в результате которой контрольный пакет достался работникам завода, часть руководства во главе с генеральным директором Юрием Павловичем настаивала на продаже крупного пакета акций немецкой компании Holsten Brauerei. Другая часть – ее вдохновителем стал именно Гвичия – выступала против. Патриотично настроенный Гвичия оказался сильнее и сначала получил контрольный пакет в доверительное управление, а потом сосредоточил его в своих руках.
В то время как его конкуренты один за другим переходили под крыло иностранцев, Гвичия дорожил своей независимостью. Он заявлял, что завод для него – «родной, нечто большее, чем просто бизнес», и он ни за что не откажется от контрольного пакета акций. Даже к займам прибегал редко, предпочитая развивать бизнес на средства компании и ее акционеров.
Сначала – в гору, потом – убытки
До начала 2000-х дела у компании шли в гору: благодаря кризису 1998 года изначально сосредоточившийся на низовом ценовом сегменте «Степан Разин» сумел занять более чем треть петербургского пивного рынка (в натуральном выражении). Однако в условиях консолидации рынка крупными международными игроками стратегия опоры на собственные силы постепенно стала давать сбои.
ОАО «Комбинат им. Степана Разина» несколько лет прдряд декларировал убытки. Впрочем, речь идет об отчетности по российским стандартам, которая оставляет простор для самых смелых предположений.
Куда показательнее данные о рыночной доле: сколько руководство компании ни заявляло о региональной экспансии, «Рази-на» все равно пьют в основном лишь в Петербурге. Да и на локальном рынке пиво, производимое заводом, стало в последнее время сдавать свои позиции (по данным компании «Бизнес-Аналитика», в конце 2004 года «Степан Разин» занимал 26,5% рынка пива Петербурга в натуральном выражении).
В итоге «Степан Разин» все же был выставлен на продажу: предложение о поиске покупателя получили инвестиционные компании «Тройка Диалог», «Атон» и «Финам».
«Степан Разин» – хороший объект покупки. Таких предприятий, готовых продаться, не так много», – отметил представитель одной из названных компаний. Среди потенциальных покупателей назывались «Балтика», Sun Interbrew и Heineken, который в итоге и сделал предложение, от которого Гия Гвичия и другие акционеры не смогли отказаться. Оценка аналитиками стоимости сделки колеблется вокруг цифры $100 млн.
О дальнейших планах предпринимателя, занявшего 29-е место в нашем списке самых состоятельных деловых людей города (см. «ПП» № 23, «Все миллиардеры Петербурга»), пока ничего не известно. «ПП» не прекращает попыток дозвониться.
С чем расстался Гвичия
Калинкинский пивоваренный завод (первоначальное название пивоварни) – первое промышленное производство пива в России, основанное в 1795 году. Переименовано в комбинат имени Степана Разина в 1922-м, преобразовано в ОАО «Пивоваренный комбинат имени Степана Разина» в 1993 году.
Выручка за 2004 год составила 1,946 млрд. руб., прибыль – 190 млн. руб. В I квартале 2005 года компания произвела 32 млн. литров пива. Выручка за этот период составила 333 млн. руб., убыток – 346 млн. руб.
По данным компании «Бизнес Аналитика», на конец 2004 года компания занимала 26,5% пивного рынка Петербурга и около 2% российского (в натуральном выражении).
Предприниматель Петербурга ,
18.07.2005