Руководство федеральных таможенной и пограничной служб решило наладить работу международного пункта пропуска Бурачки Себежской таможни по принципу "одного окна". Суть эксперимента заключается в том, чтобы объединить пограничный и таможенный контроль, убрав с пункта пропуска представителей всех прочих контролирующих служб.
Как правило, кроме пограничников и таможенников на пункте пропуска (далее ПП) фуру с товаром встречают еще несколько контролеров: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзор). Обилие проверяющих приводит к очередям на границах. Однако ругают за очереди в основном таможенников (таможенный контроль, как правило, занимает больше всего времени).
Руководство ФТС, при поддержке пограничников, с недавних пор выступает с инициативой введения на ПП принципа "одного окна", то есть такой системы, при которой участник внешнеэкономической деятельности предоставляет информацию контролирующим органам только один раз, а необходимый досмотр таможенный и пограничный инспекторы проводят вместе. У прочих контролирующих органов эта инициатива уже успела встретить сопротивление: если грузовладелец прошел пограничный и таможенный контроль, заставить его пройти еще и ветеринарный или любой другой контроль будет непросто, считают оппоненты.
Инициаторы проекта в ответ заявляют, что работа по принципу "одного окна" предполагает создание единой базы данных, к которой смогут иметь доступ все заинтересованные ведомства (включая и те, которые ФТС с пограничниками хотят "отодвинуть" от ПП). Авторы проекта надеются, что информация будет поступать в режиме онлайн и в скором будущем сидящий у такого "окна" оператор сможет разом получить всю информацию о декларанте и ввозимом товаре -- от "профилей рисков" до справок о наличии лицензий. В результате время прохождения границы будет снижено с нынешних двух-пяти часов до 25-30 минут.
18 апреля будущий эксперимент обсуждался на совещании межведомственной координационной группы под руководством первого заместителя главы ФТС Владимира Шамахова. Участники встречи договорились начать реализацию пилотного проекта на базе МАПП Бурачки Себежской таможни (Псковская область). Это один из самых напряженных участков российской-латвийской границы: за последние 10 лет грузопоток на этом участке возрос с 49 тыс. до 213 тыс. фур в год. В случае успешной реализации проекта предполагается распространить его на все ведущие МАПП России.
Андрей Цыганов, КоммерсантЪ ,
24.04.2006