|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Скидка с рейса
22.03.2006 00:01
Петербург становится все более популярным направлением для европейских лоу-костеров -- авиакомпаний, специализирующихся на предоставлении услуг экономкласса. Только за последние два месяца о начале своих полетов в Северную столицу объявили немецкая Germanwings, норвежская Norwegian Air Shuttle и итальянский Windjet. Традиционные западные перевозчики уверяют, что авиадискаунтеры, конечно, усилят накал конкурентной борьбы, но, по большому счету, беспокойства им не доставят. Зато большие потери может понести "Пулково", которое находится в процессе реорганизации и слияния с ГТК "Россия".
Лоу-костеры появились в Европе в начале 1990-х годов, а мощное развитие этот сектор получил в начале 2000-х. Концепция бюджетной авиакомпании сводится, по сути, к тому, чтобы предлагать дешевые билеты за счет сокращения числа дополнительных услуг. Типичная бизнес-схема выглядит следующим образом. В целях сокращения издержек на содержание персонала все билеты авиадискаунтеров продаются только через Интернет. Чем раньше куплен билет, тем меньше он стоит. Время вылета-прилета едва ли будет самым удобным: раннее утро, поздний вечер, ночь. На борту можно перекусить и выпить только за дополнительную плату. Аэропорт вылета-прилета, разумеется, также будет "бюджетным", то есть расположенным далеко от города. Пассажиры, готовые смириться с такими неудобствами, иногда получают возможность совершить перелет всего-навсего за €1. В целом же средняя цена билетов на европейские дискаунтеры составляет €50-100. В настоящий момент только в Европе количество бюджетных авиалиний перевалило за 50, а всего в мире их насчитывается несколько сотен. Полеты в Россию, а именно в Москву, первой из лоу-костеров в 2002 году начала немецкая компания Germania. Петербург дискаунтеры долгое время не баловали своим вниманием, что объяснялось двумя основными причинами. До недавнего времени ФГУАП "Пулково" объединяло в себе аэропорт и авиакомпанию, и менеджмент единственных воздушных ворот Северной столицы благоволил к местному авиаперевозчику. Кроме того, сам Петербург, будучи четвертым по величине городом Европы, большого интереса для лоу-костеров не представлял и в экономическом плане. Что и понятно: в 2005 году аэропорт Пулково обслужил всего 4,65 млн пассажиров, из них на международных линиях -- 2,15 млн человек, в то время как Germanwings перевезла в том же году почти в три раза больше -- 5,5 млн человек. К тому же жители Петербурга и всего Северо-Запада охотно пользуются услугами финских аэропортов. Дискаунтеры уже давно летают в Суоми, поэтому из аэропортов Тампере и Хельсинки можно дешево улететь практически в любой европейский город. Даже с учетом доставки из Петербурга в Финляндию такая поездка часто выходит дешевле, чем прямой перелет из Северной столицы. В нынешнем году ситуация резко изменилась. ФГУАП "Пулково" было разделено на аэропорт и авиакомпанию, которая сейчас находится в процессе слияния с ГТК "Россия". Реорганизация превратила местного перевозчика из монополиста в обычного игрока, к тому же переходный период делает его положение весьма уязвимым. В то же время петербуржцы стали чаще летать за границу, а сам Петербург, несмотря на небольшой спад, остается популярным туристическим направлением для европейцев. В результате только за последние два месяца о начале своих полетов в Северную столицу объявили немецкая Germanwings, норвежская Norwegian Air Shuttle и итальянский Windjet. Germanwings начинает полеты в Кельн с 29 апреля. В компании утверждают, что билет из Петербурга можно купить примерно за $100, а вот из Кельна можно будет улететь и за €19. Справедливости ради стоит отметить, что когда корреспондент Ъ попытался забронировать себе билет на сайте Germanwings, то предложения дешевле, чем за $270, почему-то не нашел. Видимо, бюджетные билеты уже действительно были разобраны. Кстати, именно по таким тарифам, около $270, в соседний с Кельном Дюссельдорф летает и петербургское "Пулково". Норвежская Norwegian Air Shuttle с 3 мая запускает рейс между Петербургом и Осло. Объявленные тарифы таковы: в Осло -- от €43 до €77, в Северную столицу -- от €56 до €90. Итальянская Windjet также объявила о своем желании выполнять рейсы во Фроли, но с тех пор никаких шагов в этом направлении предпринято не было. В самой компании Ъ заявили, что сейчас работают над расписанием полетов. "Мы видим в Петербурге большой потенциал, в частности в перевозках немецких бизнесменов и туристов. В прошлом году уровень загрузки наших самолетов составил 82,4 процента, а на рейсах в Северную столицу, мы надеемся, он будет выше 84 процентов", -- сказал Ъ директор по связям с общественностью Germanwings Андреас Энгель. Традиционные авиакомпании пока не сильно беспокоит активность более дешевых конкурентов. "Лоу-костеры пытаются найти лазейки, но это не представляет угрозы. На устоявшемся рынке перевозок Северо-Запада каждый занимает свою нишу. А на весьма узкий участок СПб--Варшава--СПб вообще вряд ли кто-то влезет", -- говорит помощник представителя в Петербурге польской авиакомпании LOT Никита Корнильев. Мария Красильникова из British Airways говорит о разных аудиториях, которые обслуживают ее компания и низкобюджетные конкуренты. Такой же точки зрения придерживаются и в Lufthansa. Марек Педерсен, представитель в Петербурге Scandinavian Airlines, отмечает в свою очередь, что его компания имеет широкую стыковочную сеть, чем и привлекательна для клиентов. Ему вторит директор по корпоративным коммуникациям Finnair Танели Хассинен: "Из Хельсинки мы выполняем полеты не только по Европе, но и на другие континенты. Мы также уверены в растущем спросе на качественные услуги, которые привлекают бизнес-пассажиров". Таким образом, действительно сложно придется только петербургской авиакомпании "Пулково". В пресс-службе компании утверждают, что после объединения с ГТК "Россия" местному перевозчику будет чем ответить на вторжение дискаунтеров: у объединенной авиакомпании "Россия"--"Пулково" будет два аэропорта -- в Петербурге и Москве, а также обширный парк самолетов, что усилит ее конкурентные преимущества. Однако, как посетовал в разговоре с Ъ один из топ-менеджеров авиакомпании, сейчас время играет против "Пулково". "Нас никак не могут объединить, а раз нет нового укрупненного перевозчика, то у него нет и руководителя. Это ведет к отсутствию внятной стратегии развития. Непонятно, как противостоять все новым и новым конкурентам. А время-то идет!" -- заявил он Ъ. "Развитие дешевых перевозок сдерживает только протекционистская политика наших властей" Мария Тарабаринова, руководитель отдела по развитию продуктов туристской компании Sindbad: -- Основная причина активного интереса, который проявили к Петербургу бюджетные авиакомпании, -- разделение ФГУАП "Пулково" на аэропорт и авиакомпанию, после чего конкурирующим перевозчикам стало проще получать разрешения на полеты в Северную столицу. Именно из-за монополии "Пулково" к нам летало ограниченное количество авиакомпаний (для сравнения: в Москве игроков в два раза больше), из-за чего многие направления оставались незакрытыми. Наконец уже работающие в Москве лоу-костеры стали развиваться дальше, осваивая и другие города. Тем временем в нашем городе формируется аудитория лоу-костеров, состоящая в основном из молодежи, которая проще адаптируется к неудобствам и готова экспериментировать. Я не скажу, что аудитория полностью сложилась, но то, что интерес к бюджетным авиакомпаниям быстро растет, -- это факт. Развитие дешевых перевозок сдерживает только протекционистская политика наших властей: существует ограничение минимальной стоимости авиабилета на рейс из России (не менее $100). Когда это ограничение отменят, к нам, без сомнения, придут и многие другие дискаунтеры. Что же касается традиционных перевозчиков, то лоу-костеры им, конечно, угрожают. Например, Germanwings непременно поделит пассажиров с "Пулково", а Norwegian Air Shuttle -- со Scandinavian Airlines и Finnair. Возможно, это заставит авиакомпании пересмотреть свою ценовую политику и задуматься о сокращении издержек. "Лоу-костеры составят серьезную конкуренцию российским перевозчикам" Мария Красильникова, менеджер по продажам в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России авиакомпании British Airways: -- British Airways и авиадискаунтеры работают в разных сегментах рынка. Авиакомпании с низкими тарифами в основном обслуживают пассажиров со скромными доходами -- тех, кто только недавно смог позволить себе путешествовать самолетом. British Airways никогда не будет пользоваться методами авиадискаунтеров. И тем не менее такие компании являются для нас серьезными конкурентами. Чтобы более успешно конкурировать с ними, British Airways за последние три года провела существенную реорганизацию своего бизнеса. Мы упростили структуру нашего флота, стали более эффективно его использовать, пересмотрели сеть маршрутов, начали продавать билеты через Интернет и ввели новые направления для рейсов British Airways из аэропорта Хитроу. В итоге на данный момент у нас очень высокий коэффициент загрузки самолетов до Санкт-Петербурга, обусловленный в основном потоком британских туристов и туристов со всего света в Россию. На рейсах из Петербурга мы перевозим в основном студентов, обучающихся в колледжах Великобритании. Авиадискаунтеры уже присутствуют на рынках большинства стран Европы и Азии. Думаю, очень скоро они приступят и к серьезной экспансии в Россию. На мой взгляд, в первую очередь авиадискаунтеры составят серьезную конкуренцию российским национальным авиаперевозчикам.
Иван Ступаченко, Маргарита Линева, КоммерсантЪ ,
22.03.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |