Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Три Колизея для одного острова
3.02.2006 00:01
Вчера в петербургском Зале инвестиционных проектов открылась выставка макетов, подготовленных для участия в конкурсе по развитию территории острова Новая Голландия. Макетов три: первый сделан великим британцем Норманом Фостером, второй -- бюро под руководством знаменитого голландца Эрика ван Эгераата, третий принадлежит известным архитекторам из немецкого бюро "Энгель и Циммерманн". За каждым проектом целый набор компаний, которые и являются субъектами инвестиционного конкурса, но выставка не дает оснований к их сравнению. Чистую архитектуру отправилась смотреть КИРА ДОЛИНИНА.

       Организаторы конкурса отказались давать какие-либо комментарии относительно сумм, заявленных участниками конкурса, состава конкурсной комиссии, приоритетов при отборе победителя и всего иного. То есть выступили в чистом жанре "no comments", предложив смотреть макеты и высказываться по поводу чистой архитектуры. Задание, данное архитекторам, предусматривает сохранение всех значительных в историческом отношении построек. Прежде всего, это пять объектов XVIII-XIX веков, находящихся под охраной ЮНЕСКО: три корпуса лесных складов Саввы Чевакинского и Жана Батиста Валлен-Деламота, морская тюрьма Александра Штауберта, кузница, а также внутренний бассейн (Галерный ковш) и два канала с каменными набережными.
       Все они должны быть сохранены в существующих объемах и материалах, запрещаются не только пристройки и надстройки, но и любое изменение рисунка фасадов и исторических несущих конструкций. Кроме того, под охрану попадают набережные Адмиралтейского и Крюкова каналов и небольшое количество старых деревьев ценных пород. Таким образом, архитекторам не особо есть где разгуляться, и основное их внимание должно быть приковано к переформатированию уже существующих зданий и созданию новых строений, способных, не разрушая доминирующую старину, создать оригинальный образ новой Новой Голландии.
       Сэр Норман Фостер посадил на петербургский остров полупрозрачный звездолет. Его лучи обнимают центральную площадь с прудом, в пруду плавает сцена, пруд обрамляют фонтаны, новые здания по периметру острова вторят старым, круглое, колизееобразное здание бывшей военной тюрьмы перекрыто нежнейшего рисунка стеклянным куполом, а каналы, мосты, открытые террасы заставляют поверить, что идея Северной Венеции не такое уж и умозрительное построение. Главный пуант этого проекта -- технический радикализм основного объема звездноподобного Дворца фестивалей, в пространство которого включены как внутренние (с концертным залом на 2000 мест), так и внешние территории -- трибуны огромного, на 3000 человек, амфитеатра обращены к площади острова.
       Команда Эрика Ван Эгераата приняла название острова за девиз своего проекта. Их Новая Голландия -- очень голландская. Свободный квартал занят невысокими, как бы отдельно стоящими домиками с острыми крышами и нарочито геометрическим, фирменно голландским членением. Закрученная в спираль "высотка" (высота лимитирована конкурсом -- до 23 м) повторяет те же членения в окнах и остеклении крыш. Тот же прием -- в крышах старых складов. Тюрьма превращена в открытый амфитеатр. Много света, много стекла, много "тела" старой архитектуры -- так строит сегодня Ричард Мейер в Гааге и сам Ван Эгераат в Утрехте, такой может стать единственный на самом деле голландский кусок Петербурга.
       Третий проект, вышедший из бюро, работающего сегодня на площади Тяньаньмэнь, в столице современной архитектуры Пекине, -- самый консервативный. Мало стекла, много темных крыш, объемы новых зданий вытекают из старых. "Колизей" есть и здесь, он, как у Фостера, тоже перекрыт стеклом -- вот только рисунок грубый, без полета. Все грамотно, но немного скучно. Сильная сторона -- технические обещания, но и тут возникает больше вопросов (потянет ли питерское болото и маленький остров шестиэтажный подземный паркинг?), чем восторгов.
    Все три проекта достаточно аккуратны, чтобы не давать оснований вспоминать экстравагантный проект Новой Голландии калифорнийца Эрика Мосса, сделанный по заказу Мариинки в 2002 году, с восторгом встреченный профессионалами, но "зарубленный" радетелями исторической чистоты города. Все три вполне проходимы, и борьба явно пойдет не по архитектурному ведомству, а между инвесторами и их административными ресурсами. Ироничный Ван Эгераат здесь вполне может оказаться аутсайдером -- шведская компания "Рюрик" особых козырей по этой части пока не выставила. За спиной проекта лорда Фостера -- могущественная в Москве "СТ-Групп" Шалвы и Александра Чигиринских и влиятельная в Петербурге "Студия 44", но сам архитектор в своем открытом письме обращает внимание русской публики, что диалог с городскими властями установить пока не удалось. В числе партнеров "Энгеля и Циммерманна" -- компании, отметившиеся на стройке века -- перестроенном под президентскую резиденцию Константиновском дворце. Ждать ответа осталось меньше двух недель. Все проекты не стыдные, но хотелось бы действительно лучший. Пока же игра идет "в игрока, а не в мяч". Планы реконструкции Новой Голландии обсуждались еще в советское время, в конце 1970-х годов. История нынешнего конкурса восходит к 1997 году, когда Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра, обратился в правительство РФ с идеей реконструировать Мариинку, включив в ее комплекс Новую Голландию, находящуюся в квартале от театра. Соответствующий проект выполнил к началу 2002 года знаменитый американский архитектор Эрик Мосс -- по его замыслу, Новая Голландия при сохранении всех исторически значимых зданий превращалась в культурно-развлекательный центр. Однако проект не понравился городской администрации и реализован не был. В результате был проведен международный конкурс по созданию новой сцены Мариинского театра; проект-победитель французского архитектора Доминика Перро уже не предусматривал никакого строительства на территории Новой Голландии. О том, что Новая Голландия подготовлена к конкурсу, объявили минувшим летом, когда городской комитет по охране памятников представил результаты историко-культурной экспертизы и изложил охранные требования (см. Ъ от 15 июля). По условиям конкурса, на территории острова можно разместить "многофункциональный комплекс с оригинальным архитектурным решением, включающим ансамбль исторического памятника". Заявки на инвестиционно-архитектурный конкурс (форма торгов на право заключения инвестиционного договора) его организатор -- ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" -- принимал с 1 ноября 2005 года по 31 января 2006 года. Конкурс открыт для иностранных инвестиций. По его условиям общий объем инвестиций в строительство на острове площадью 7,2 га должен составить не менее $300 млн. Архитектора приглашает инвестор. С победителем будет заключен договор на 99 лет, объекты недвижимости, созданные в результате инвестиционной деятельности (за исключением объектов инженерной инфраструктуры, переходящих в собственность города, и объектов культурного наследия, остающихся в собственности РФ), станут собственностью победителя. По условиям конкурса, на острове необходимо построить Дворец фестивалей, он перейдет в собственность Российской Федерации и будет передан победителю конкурса в аренду с условием преимущественного права использования этого зала Мариинским театром. Срок реализации инвестиционного проекта -- 7 лет. Оценивать предложения архитекторов на отборочном этапе конкурса будут чиновники из городских комитетов по архитектуре и градостроительству, охране памятников и несколько городских архитекторов. Большую конкурсную комиссию составят федеральные и городские чиновники, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, а также директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Победитель конкурса будет объявлен 14 февраля.
КоммерсантЪ , 3.02.2006


Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru