Вчера стало известно, что Минобороны РФ выбрало соисполнителем заказа на строительство корветов для Военно-морского флота РФ ОАО "Амурский судостроительный завод" (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре). Пока АСЗ получил заказ только на один корвет, но в Минобороны обещают, что завод построит три корабля для Тихоокеанского флота. При этом головной корвет этого проекта, строящийся на петербургской "Северной верфи", еще не сдан: строительство серии идет медленно из-за недостаточного финансирования.
О намерении разместить на АСЗ новый гособоронзаказ главком ВМФ РФ Владимир Масорин заявил во время визита в Петербург в конце декабря. Вчера на АСЗ Ъ сообщили, что завод выиграл тендер на строительство корвета проекта 20380, объявленный в декабре 2005 года. Правда, источники Ъ в промышленных кругах утверждают, что тендера как такового не проводилось: просто в Минобороны было принято решение заказать очередной (четвертый) корвет "Северной верфи" и еще один -- АСЗ. К какому времени планируется построить корабль и какова цена предложения, в Минобороны и на АСЗ сообщить отказались. Источник в Минобороны подтвердил Ъ, что в соответствии с программой ВМФ РФ до 2010 года принято решение разделить заказ на корветы между двумя заводами -- "Северной верфью" и АСЗ. "Северная верфь" построит четыре корвета -- один для Балтийского флота, три -- для Северного. АСЗ будут поручены три корвета для Тихоокеанского флота", -- сообщили Ъ в Минобороны. Правда, представители "Северной верфи" говорят, что все три корвета предназначены для Балтийского флота.
Сторожевой корабль (корвет) проекта 20380 разработан ЦКБ "Алмаз" (Санкт-Петербург). Малый ударный корабль водоизмещением 2 тыс. тонн способен развивать скорость до 27 узлов. Оснащен ракетным комплексом "Яхонт", ракетным противолодочным комплексом "Медведка", зенитным ракетным комплексом "Каштан" и палубным вертолетом Ка-27. В его конструкции применены элементы технологии stealth -- материалы, поглощающие радиолокационные излучения, что делает корабль малозаметным. На момент закладки первого корвета его стоимость оценивалась в 1,8 млрд рублей (около $60 млн). Сейчас, по экспертным оценкам, стоимость корвета составляет около $100 млн.
ОАО "Амурский судостроительный завод" входит в ОАО "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения" (КСМК), контролируемый Межрегиональным инвестиционным банком. В КСМК также входят прибалтийский завод "Янтарь" и ОАО "Вымпел" (Рыбинск). АСЗ строит две АПЛ проекта 09710 "Щука-Б" -- по данным Ъ, их планируется передать в лизинг ВМС Индии.
"Северная верфь" сейчас завершает строительство головного корабля -- "Стерегущего". Он был заложен на верфи в конце декабря 2001 года, изначально планировалось, что корвет войдет в состав ВМФ в 2004 году, но сейчас сроком сдачи называют конец 2006-го -- 2007 год. Второй корвет -- "Сообразительный" -- заложен в мае 2003 года, до сих пор находится на стадии формирования корпуса, и объем финансирования по нему значительно ниже. Третий корвет -- "Бойкий" -- заложен в конце июля 2005 года. Тем не менее АСЗ активно претендует на свою долю гособоронзаказа -- источники в правительстве Хабаровского края уже высказывают предположения, что завод построит семь корветов, загрузив мощности до 2017 года. А ранее заместитель главкома ВМФ РФ Анатолий Смоляков заявлял Ъ, что АСЗ, возможно, будет строить для Тихоокеанского флота и подлодки нового проекта 677 "Лада": головную лодку этого проекта -- "Санкт-Петербург" -- с 1997 года строят "Адмиралтейские верфи". Судостроители отмечают, что это закономерно, поскольку переводить корабль из Санкт-Петербурга на Дальний Восток дорого и долго. Вместе с тем ожидается, что в ближайшее время правительство РФ рассмотрит концепцию реформирования судостроения, в рамках которой, как предполагается, будет определено, какие заводы станут приоритетными для размещения тех или иных заказов. Очевидно, что в этих условиях предприятия стремятся максимально заручиться поддержкой государства.
Александра Грицкова, Иван Сафронов, Марина Кравченко, КоммерсантЪ ,
11.01.2006