Вчера профсоюзы ЗАО "Форд Мотор Компани" (ФМК) (Всеволожск, Ленинградская область) одержали первую победу над руководством предприятия, которое пошло на частичные уступки рабочим. В частности, профсоюзам удалось добиться выравнивания зарплаты для рабочих одного разряда. Новая тарифная сетка будет действовать с 1 января. Руководство ФМК отказалось комментировать заявление профсоюзных лидеров. Отметим, что главное требование рабочих -- 30-процентное повышение зарплаты всем сотрудникам компании -- пока не выполнено, а переговоры по нему отложены до середины января.
"Мы договорились с руководством завода по поводу одного из наших требований -- выравнивания заработной платы для рабочих одного разряда. Теперь рабочие, выполняющие одинаковые операции, будут тарифицироваться по единой ставке. По нашим оценкам, повышение ставки составит порядка 1-2 тыс. рублей для почти 600 рабочих", -- заявил Ъ Алексей Этманов, лидер профсоюзной организации ФМК. По его словам, переговоры по основному требованию рабочих, 30-процентному повышению зарплаты для всех сотрудников завода, а также выплаты тринадцатой зарплаты, пока не завершены. "Мы продолжим наше общение с руководством завода после окончания рождественских каникул, то есть в январе", -- отметил господин Этманов. Руководство компании от комментариев отказалось. ФМК является дочерним предприятием компании Ford в России. Всеволожский завод компании, стоимостью $200 млн, запущен в июле 2002 года. В 2004 году компания продала в России около 30 тыс. Focus. В этом году ФМК выпустит около 35 тыс. автомобилей, в будущем -- около 60 тыс. По мнению отраслевого профсоюзного комитета машиностроителей, уступки профсоюзам ФМК могут стать примером и для рабочих других автоконцернов, планирующих размещение здесь своего производства. "Несправедливая схема зарплаты, установленная в марте этого года, фактически разделила работников одной квалификации на различные группы по уровню оплаты. Теперь профсоюзы сумели добиться выравнивания зарплаты", -- уверена Татьяна Морозова, главный правовой инспектор Совета федерации профсоюзов Петербурга и Ленобласти. По ее мнению, это первое значительное достижение рабочих в переговорах с руководством может стать примером для подражания со стороны профсоюзных организаций других автоконцернов, если руководство предприятий будет небрежно относиться к требованиям рабочих. Напомним, что в конце сентября профсоюз ФМК выдвинул ряд требований руководству завода, основным было повышение зарплаты рабочим на 30%. Профсоюз мотивировал свое требование тем, что в связи с готовящимся с 1 января двукратным увеличением производства сотрудники перегружены работой. Руководство ФМК согласилось изменить принципы начисления зарплаты и совместно с профсоюзами разработать систему премиальных. Но главное требование -- единовременное повышение зарплаты на 30% -- администрация предприятия выполнить отказалась. В результате рабочие завода провели в середине ноября недельную итальянскую забастовку. По оценкам профсоюзных организаций, неделя работы "по правилам" привела к тому, что завод собрал на 315 машин меньше, чем планировал.
Чем заканчивались забастовки в России В октябре 1997 года члены Российского профсоюза докеров (РПД) объявили в Калининградском морском торговом порту забастовку, требуя увеличения оплаты труда и дополнительных социальных гарантий. Акция закончилась безрезультатно через две недели, а в отношении 150 бастовавших были применены репрессивные меры: часть была уволена, часть переведена на низкооплачиваемую работу. Чтобы избежать гонений, большинство членов покинули профсоюз. Разбирательство в российских судах ни к чему не привело, и в 2001 году докеры обратились в Европейский суд по правам человека. В 2004 году жалоба принята к производству. 2 октября 2000 года на АвтоВАЗе началась итальянская забастовка, организованная профсоюзом "Единство". Рабочие отказывались выполнять сверхнормативные работы, требуя гарантировать им сохранение зарплаты после реорганизации завода. 10 октября была проведена часовая предупредительная забастовка, в которой приняли участие около 2 тыс. человек. Руководство завода отвергло все требования, а 24 ноября Самарский областной суд удовлетворил иск менеджмента предприятия, признав действия "Единства" незаконными. 2 октября 2003 года начали забастовку более 6 тыс. сотрудников Североуральского бокситового рудника, входящего в состав холдинга СУАЛ. Горняки требовали повышения заработной платы и соблюдения трудового законодательства. После 9 дней противостояния руководство СУАЛа пошло на уступки: рабочим была повышена зарплата и введена повышенная оплата за работу в выходные и праздничные дни. 28 февраля 2005 года объявили забастовку работники "Механизации-сервис", подрядной компании "Дон-строя", большинство из которых были выходцами из ближнего зарубежья. Они требовали погашения задолженности по зарплате с сентября 2004 года и официального оформления трудовых отношений. 2 марта руководство компании пошло на переговоры с бастующими и обязалось выплатить им все долги и заключить договоры социального страхования и трудовые договоры. 7 октября 2005 года водители автобусов предприятия АТП-1, обеспечивающего доставку рабочих АвтоВАЗа на завод, не вышли на линию, протестуя против сокращения отпуска на 3 дня и уменьшения зарплаты из-за сокращения количества рейсов и линейного времени. АвтоВАЗ выставил АТП-1 счет в размере 1,2 млн рублей. Руководство компании посчитало забастовку незаконной и уволило 26 человек за прогул, еще 542 водителя получили выговор и лишились премии за октябрь. 18 ноября 23 работника при содействии независимого профсоюза АвтоВАЗа "Единство" обжаловали действия руководства в суде. |