Интерес "Аэрофлота" к международным перевозкам из Петербурга вполне объясним. За 10 месяцев нынешнего года поток пассажиров в страны Европы уже составил более 2 млн. человек. Большая часть этого потока - 1.3 млн. человек приходится на "Пулково" |
Вчера Ъ стало известно, что крупнейшая российская авиакомпания -- ОАО "Аэрофлот" собирается открыть прямые рейсы из Санкт-Петербурга в города Европы. Реализация этих планов может сильно ударить по бизнесу ФГУАП "Пулково". Отраслевые эксперты уверяют, что как раз у "Пулково", которое зарабатывает на иностранных линиях около 80% своей прибыли, "Аэрофлот" и отберет пассажиров. В самой местной компании говорят, что делать такие выводы пока рано.
Как уже писал Ъ, в конце прошлой недели совет директоров "Аэрофлота" принял решение об открытии филиала в Петербурге. В настоящий момент у компании в городе уже есть свое представительство, однако филиал, как предполагается, будет обладать более широкими полномочиями. Как рассказал Ъ источник в "Аэрофлоте", планы компании в Северной столице поистине революционны -- перевозчик собирается открыть прямые регулярные рейсы из Петербурга в страны Европы. По словам собеседника Ъ, авиаперевозчик хочет закрыть так называемый туристический треугольник, в который входят Европа, Москва и Петербург. Как правило, иностранные туристы предпочитают за время визита в Россию посетить обе столицы, при этом прилететь из своей страны, например, в Москву, а улететь уже из Петербурга. В настоящий момент "Аэрофлот" имеет хорошую "сетку" полетов из Москвы, а вот из Северной столицы у него рейсов за рубеж нет. Все полеты в Европу осуществляют либо иностранные компании -- причем каждая в отдельно взятую страну, либо ФГУАП "Пулково".
Интерес "Аэрофлота" к международным перевозкам из Северной столицы вполне объясним. За 10 месяцев этого года поток пассажиров, воспользовавшихся иностранными линиями, составил более 2 млн человек. Большая часть этого потока -- 1,3 млн человек -- приходится на "Пулково". Общий оборот продаж в секторе международных перевозок между Петербургом и городами Европы составляет около $700 млн в год.
По каким именно направлениям "Аэрофлот" будет летать из Петербурга и когда приступит к осуществлению рейсов, пока не известно. Глава пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг сообщила Ъ, что "в настоящий момент принято лишь стратегическое решение, конкретные маршруты будут разработаны позднее". А глава представительства компании в Петербурге Евгений Сытых сказал Ъ, что только на создание филиала уйдет много сил и времени, так что о первых полетах пока думать рано.
Тем временем участники рынка уже предрекают ФГУАП "Пулково" крупные потери. "Основной поток везут 'иностранцы', оставшийся объем закрывает 'Пулково', -- сказал Ъ менеджер представительства польской компании LOT Никита Корнильев. -- Так что перераспределение потока будет довольно значительным". "Как только аэропорт 'Пулково' стал независим от авиакомпании и перестал защищать ее интересы, воздушные ворота Петербурга стали открыты для других перевозчиков, -- говорит директор крупного туристического агентства. -- Приход 'Аэрофлота' ударит именно по местной авиакомпании, а не по 'иностранцам'". Эту точку зрения разделяет и генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: "Первой жертвой 'Аэрофлота' станет именно 'Пулково'. У зарубежных компаний уже есть своя клиентская база, и перетянуть ее на свою сторону российской компании будет сложно. А отобрать пассажиропоток у 'Пулково' -- вполне реально". Господин Рыбак отмечает, что в настоящий момент "Аэрофлот" располагает самым современным в Европе парком среднемагистральных судов -- у перевозчика насчитывается около двух десятков лайнеров Airbus 320, поэтому у него есть все шансы отобрать пассажиров у петербургской авиакомпании.
В "Пулково" пока предпочитают не драматизировать ситуацию. "Положение на рынке будет зависеть от того, куда, по какому расписанию, тарифам и на каких самолетах будет летать 'Аэрофлот'", -- говорит заместитель начальника коммерческой службы петербургской авиакомпании Святослав Ланге. Пока "Аэрофлот" не определился со своей стратегией, выводы делать рано, считают в "Пулково". Глава пресс-службы аэропорта ФГУП "Пулково" Гульнара Титова заявила Ъ: "'Аэрофлот' направлял нам запросы по поводу возможного увеличения числа рейсов на Москву, но о других намерениях этой компании мы ничего не знаем". Однако, добавила она, "аэропорт заинтересован в новых партнерах и увеличении количества рейсов".
Иван Ступаченко, Сергей Рыжкин, КоммерсантЪ ,
7.12.2005