Вчера завершилась транзитная навигация по Волго-Балтийскому каналу и его конечному участку -- Неве. Благодаря многочисленным авариям она стала одной из самых запоминающихся за последние годы. Отраслевые эксперты, впрочем, надеются, что следующий сезон пройдет спокойнее.
Как рассказал Ъ заместитель начальника Главного бассейнового управления (ГБУ) "Волго-Балт" Геннадий Егоров, за несколько месяцев навигации 2005 года по каналу было совершено около 19 тыс. рейсов. Речники перевезли 18,3 млн тонн грузов, что примерно на 1% больше, чем в 2004 году. Их номенклатура в целом осталась прежней: 5,5 млн тонн пришлось на нефтепродукты, на строительные материалы -- 4,35 млн тонн, лесоматериалы -- 2,6 млн тонн, металл -- 1,8 млн. Помимо грузов Волго-Балт обслужил 419,3 тыс. пассажиров. Показатели работы канала могли бы быть и значительно выше, если бы не изношенность гидротехнических сооружений и недофинансирование дноуглубительных работ. Из-за заиливания дна и, как следствие, сужения судоходного пути, посетовал господин Егоров, Волго-Балт в последние годы потерял 25% от своей максимальной пропускной способности и в настоящий момент работает на пределе. Из-за пробок, то и дело возникающих как на отдельных шлюзах, так и перед петербургскими мостами, перевозчики потеряли 19 тыс. так называемых судодней. "В настоящий момент судно идет по всему каналу за 8-9 дней, хотя раньше проходило его всего 3,5-4 дня", -- констатировал господин Егоров. Минувшая навигация выявила и проблему грамотной эксплуатации канала. Если навигация 2003 года запомнилась благодаря засухе на некоторых его участках, а в 2004 году Нева так быстро и рано покрылась льдом, что некоторые суда не успели ее покинуть, то нынешний сезон ознаменовался чрезвычайными происшествиями не природного, а сугубо технического характера -- в этом году суда целых восемь раз таранили опоры петербургских мостов. Самые серьезные аварии пришлись на июль, когда танкер "Иркутск ГЭС" врезался в Троицкий мост, а сухогруз "Невский 22" взял на "абордаж" Тучков мост. Серьезные повреждения петербургские переправы не получили, но тем не менее власти Северной столицы и Ленинградской области, надзорные органы и сами участники рынка задумались над тем, как избежать развития данной тенденции. Отраслевые эксперты вспомнили о давнем утопическом проекте прокладки альтернативного Неве водного пути. Как уже писал Ъ, проектный институт "ЛенморНИИпроект" предлагает четыре варианты возведения канала в обход петербургских мостов, а власти Ленинградской области готовы этот проект поддержать. К концу навигации власти региона приурочили обращение к общественности за подписью Николая Пасяду, в котором говорится о необходимости канала, так как "убытки от простоя судов в ожидании разводки мостов, ликвидации последствий транспортных происшествий за последние 10 лет составили сумму, достаточную для строительства обходного пути Ладога--Финский залив". Геннадий Егоров в свою очередь отмечает, что в этом году одной из причин аварий стала повышенная (5-6 метров в секунду) скорость течения Невы из-за высокого уровня воды в Ладожском и Онежском озерах. По его мнению, в будущем году уровень воды в озерах упадет до нужной отметки, скорость Невы станет нормальной -- 3-3,5 метра в секунду и число аварий снизится. Многие эксперты, впрочем, полагают, что происшествия все равно будут иметь место: ведь средний возраст речных судов составляет в России около 30 лет, что находится за пределами норм безопасного судоходства. |