|
Транспортный комитет начал в Невском районе эксперимент. От станции метро «Площадь Александра Невского» начинают движение 6 «газелей» нового маршрута № К-57 А.
Автобусы напичканы датчиками, которые передают информацию о скорости движения, времени остановок, количестве пассажиров в салоне и даже о том, плотно ли закрыта дверь на диспетчерский пульт. Дальше аналитики просчитывают все трудности движения и погрешности поведения водителя.
«Комсомолка» тоже решила прокатиться на идеальном общественном транспорте. Правда, пришлось померзнуть на остановке вместе с начальником экспериментаторов, руководителем «ПассажирТрансТехСервиса» Евгением Москаленко.
- Ну, где там автобус, Леночка? - позвонил он диспетчеру. - Что у вас там с программой? А, через 7 минут будет? Ну, подождем.
Пока высматривали автобус, Евгений Москаленко показал закрепленную на ближайшем здании металлическую коробку (то самое устройство, которое обеспечивает связь с центром управления).
Леночка, которая сидит за монитором в диспетчерской, отсылает на бортовой компьютер сообщение о времени отправления, времени завершения маршрута или приветствие, типа: «Доброе утро, водитель!». Задача водителя вовремя подтвердить получение информации.
Белая маршрутка наконец подрулила, пассажиры рванули в салон.
- Вот глядите, - показывает экскурсовод место над дверью. - Еще одна маленькая металлическая коробочка. Она считает пассажиров.
Водитель поглядывает на экран над зеркалом. Этакий большой пейджер с двумя кнопками. Высвечивает сообщение оператора: «Время выезда в 11.32». Ниже бежит время до старта. Кнопки для того, чтобы водитель отослал оператору отчет: «Сообщение получил!».
- Вот наш водитель Женя, - представляет юношу за рулем Москаленко. - Я его хочу по статье уволить за недисциплинированность. Датчики постоянно показывают, что он опаздывает...
Женя ухмыляется, у него секунды на мониторе уже отсчитывают «минус», со стартом задержался, пока деньги принимал.
- Ну как тебе новая система? - спрашиваю у Жени.
- Да нервничаю чаще... Все время смотрю на монитор, на сколько опаздываю.
Трогаемся, женский голос в салоне объявляет следующую остановку. Пассажиры слегка удивлены.
...Весь маршрут экспериментальный К-57А проходит около часа. Когда за нашими спинами захлопнулась дверь высокотехнологичной «газели», Евгений Москаленко вздохнул и сказал, что эксперимент этот может не прижиться в нашем городе, потому что для этого надо привести весь разрозненный транспорт Питера в единую систему.Что почем
Стоимость одного бортового компьютера колеблется от 1,5 до 2 тыс. долларов.
Цена подобной установки в Европе доходит до 10 тыс. долларов.
ДЕТАЛИ
Из чего состоит новая система
В «газели»:
Электронные датчики. Измеряют: скорость, время в пути, пройденное расстояние, время, потраченное на остановки, количество зашедших и вышедших пассажиров.
Бортовой компьютер. Собирает информацию, полученную с датчиков, принимает распоряжение диспетчера, отсылает ответы водителя на поступившие «приказы», объявляет остановки. Может проводить экскурсии и даже корректировать работу водителя в экстренных случаях.
На улице
Радиопередатчик. Крепится на начальной и конечной остановках маршрута. Передает информацию от диспетчера на бортовой компьютер, а всю собранную за маршрут информацию - с бортового компьютера к диспетчеру.
В диспетчерской
Управляющий компьютер. Собирает отчеты с бортового компьютера маршруток о поведении водителя, самочувствии машины и состоянии уличного движения (о пробках, возможной скорости движения и т.п.).
Аналитический центр. Занимается оценкой полученных данных, корректирует работу маршруток. |