В четверг Российский фонд федерального имущества (РФФИ) провел открытый аукцион по продаже 48,79-процентного госпакета акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Победителем аукциона стала компания "Чупит Лимитед". Госпакет акций был приобретен за начальную цену 802,5 миллиона рублей.
Значение этого события для развития всей инфраструктуры Северо-Запада трудно переоценить. Не исключено, что собственные коррективы в оценку стоимости выставленных на продажу акций внесли докеры и другие работники порта, своими забастовками существенно влияющие на грузооборот и, соответственно, капитализацию главных морских ворот России.
Так, например, сегодня, в 8 утра, несмотря на запрет городского суда, начали бессрочную забастовку моряки ЗАО "Портовый флот". По словам председателя профкома первичной организации профсоюза работников водного транспорта Григория Полина, моряки находятся на рабочих местах на танкерах и буксирах, но "не выполняют свою работу, не проводят суда и не перевозят грузы".
Санкт-Петербургский транспортный узел является в настоящее время важным транзитным центром, обслуживающим внешнеэкономические связи большинства регионов России, а между Санкт-Петербургом и портами Западной Европы существует около десяти контейнерных линий различных владельцев. Все это делает ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" крупнейшим транспортным узлом на Северо-Западе и вторым по величине в России. В 2004 году порт обработал 14,62 миллиона тонн грузов, что на 19% превышает аналогичный показатель 2003 года. Грузооборот порта по итогам семи месяцев 2005 года составил 32 млн тонн, выручка за второй квартал 2005 года - 314 млн рублей, а прибыль - около 7 млн руб. Удобное географическое положение - порт расположен на островах дельты реки Невы в восточной оконечности Балтийского моря - помогает существенно снизить транспортные, транзитные и другие расходы. Порт соединен с морем Морским каналом протяженностью 27 морских миль. Навигация в порту продолжается круглый год, а зимой проводку судов во льдах осуществляют ледоколы, находящиеся в оперативном подчинении морской администрации порта Санкт-Петербург. При необходимости к проводке привлекаются мощные буксиры ЗАО "Портовый флот", основная задача которых - осуществление рейдово-маневровых и швартовых операций на акватории порта.
В дальнейшем значение порта еще больше возрастет. Основанный по инициативе Швеции Комитет планирования стран Балтийского моря в своих прогнозах развития транспортных коммуникаций в регионе на период до 2010 года отмечает неизбежность все большего перемещения грузопотоков с автомобильных дорог на железнодорожные, морские и речные пути. При этом предполагается, что ежегодные перевозки по Балтике возрастут с нынешних 600 млн тонн до 1 млрд тонн. Этот прогноз весьма благоприятен для Санкт-Петербурга.
Аукцион по продаже госпакета был объявлен в сентябре, а заявки принимались с 3 октября по 7 ноября. Основными акционерами порта были датская Jysk Staalindustri, близкая к Новолипецкому меткомбинату (51%), администрация Санкт-Петербурга (28,8%) и РФФИ (20%). На торги выставлялось 152 тысячи 715 обыкновенных именных бездокументарных акций. Стартовая цена продажи была установлена в размере 802 миллионов 500 тысяч рублей, шаг аукциона (величина повышения начальной цены) - 10 миллионов рублей.
Можно констатировать, что громко начавшаяся еще на заре рыночных реформ приватизационная эпопея приближается к своему закономерному финалу. И выведение на рынок капиталов портовой инфраструктуры является одним из самых звучных аккордов в череде многочисленных приватизационных мероприятий. Как известно, продажа акций Новороссийского, Санкт-Петербургского и Владивостокского морских портов была включена в доработанный прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год и в основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года. В соответствии с этими документами к 2006 году рынку должно быть предложено многомиллионное имущество, которое, по оценке специалистов, "не выполняет государственных функций". Поэтому в 2005 году государство продолжало расставаться с пакетами акций в 25-50%. А уже в 2006 году государство намерено прекратить участие и в компаниях, в которых владеет более 50% акций и которые не относятся к числу стратегических. Предполагается, что к 2008 году процесс приватизации в России будет завершен.
Между тем, проблем в порту хватает. Одна из них - достаточно напряженные взаимоотношения между менеджментом порта и персоналом компаний, обслуживающих транспортные потоки в порту. В июле 2005 года закончилось действие старого коллективного договора с профсоюзом докеров, который действовал на протяжении десяти лет. И докерам Первой, Второй и Четвертой стивидорных компаний не понравились условия нового коллективного договора, который портовая администрация хотела с ними перезаключить. Они начали забастовку, отказываясь работать сверхурочно. А 30 августа перешли к бессрочной забастовке, останавливая работу на три часа в сутки до тех пор, пока коллективный договор, с учетом и их условий, не будет заключен. Переговоры с профсоюзом докеров ведутся до сих пор, и чем они закончатся - неизвестно. Впрочем, вполне вероятно, что корни конфликта несколько глубже, и все не сводится только к выяснению трудовых отношений. По мнению некоторых экспертов, забастовки специально организуются потенциальными покупателями акций, чтобы сбить их цену.
В любом случае, потери порта достаточно велики. За время забастовки компания "Русал" перестала поставлять алюминий на экспорт через мощности ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и перенаправила экспортные потоки через порты Ванино, Находки, Новороссийска. А некоторые грузы, которые шли в Европу, частично пошли через Украину. Транзит перенаправили до тех пор, пока ситуация в порту не стабилизируется. Сегодня порт буквально завален алюминием и другими товарами, скопившимися за период вынужденного бездействия, а другие клиенты также подумывают об уходе.