Забастовка докеров ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" смогла начаться лишь после того, как компания потеряла ключевые позиции в порту города.Сейчас стивидорные компании, управляемые "Морпортом", перегружают лишь 22,5% грузов всего петербургского порта. При этом 5 лет назад ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" занимало доминирующие позиции.
Четыре долгих года
Первая забастовка портовых докеров состоялась еще в 2001 г. По словам председателя профкома ЗАО "Вторая стивидорная компания" (входит в холдинг "Морпорт") Станислава Фомичева, тогда забастовщики ограничились формальной остановкой работы на одну минуту. Докеры добивались повышения заработных плат на 12%. Руководство порта пыталось заблокировать проведение забастовки в суде, но в конце концов пошло на уступки.
Крупнейшим выступлением докеров стала "итальянская" забастовка, прошедшая в 2004 г. Тогда докеры отказались работать сверх установленных норм выработки. Сергей Вишняков, бывший генеральный директор холдинга, занял принципиальную позицию и не допустил полноценной забастовки.
Причалы уплывают
Активность докеров совпадает с процессом выделения из ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" наиболее современных и прибыльных терминалов. Так, с 2000 г. ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", уже превратившиеся из крупнейшего владельца портовых активов в холдинговую "надстройку" над реальными стивидорными компаниями, сохраняя тем не менее блокирующие или контрольные пакеты над ними, начало распродажу этих пакетов. Сперва были проданы 30% акций ЗАО "Петербургский нефтяной терминал", затем "Морпорт" лишился контроля над ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ООО "Национальный контейнерный терминал") и над самым современным ЗАО "Балтийский балкерный терминал" (ОАО "Уралкалий").
Этот процесс завершился в 2004 г. с продажей акций ЗАО "Нева-Металл" компании "Северстальтранс". Даже в оставшихся в управлении холдинга четырех стивидорных компаниях "морпорту" принадлежит менее 20%, а управляет он ими, по словам генерального директора компании Сергея Челядина, по договору коммерческого представительства.
По оценке РФФИ, в конце 2004 г. 20%-ный пакет акций "морпорта" стоил около $4 млн, а КУГИ свой пакет оценивало примерно в такую же сумму. Вместе с тем, по независимым оценкам, датская компания Jysk Staalindustri, нынешний владелец контрольного пакета акций компании, потратила на него более $100 млн.
Безнадежность
Отсюда логичным выглядит и прохладное отношение госструктур к нынешней забастовке. Единственным шагом Смольного для ее предотвращения стало выдвижение в качестве переговорщика Алексея Чумака, заместителя председателя Комитета по транспортно-транзитной политике. Подозревая его в ангажированности, от забастовки докеры сразу же отказались.
"Город открестился от этого дела, - считает Валерий Котлобаев, руководитель Северо-Западного Управления по урегулированию коллективных трудовых споров. - Хотя больших ресурсов у него и не было для решения этого вопроса, но администрацию должна была больше интересовать опасность потери из-за забастовки миллионов рублей налогов".
Деловой Петербург ,
31.08.2005