Транспортному бизнесу олигарха Владимира Лисина (владельца Новолипецкого металлургического комбината) нанесен весьма чувствительный удар. НЛМК, который чуть больше года назад купил два крупных российских порта -- Туапсе и Петербурга, не смог договориться с питерскими докерами, и те вчера объявили бессрочную забастовку. Экономический ущерб от забастовки на первых порах окажется невелик, но имиджевые потери в итоге перевесят недополученную выручку и могут даже обернуться сменой собственников порта. Похоже, что именно такую цель ставят перед собой забастовщики.
Докеры решили, что забастовка будет не полной, а частичной -- ежедневно они будут останавливать работу на три часа. В итоге, прогнозируют менеджеры ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», ущерб от стачки только в сентябре может составить от 1 до 1,5 млн долл., а грузооборот упасть на 10--12%. В июле и августе порт уже недосчитался 111 тыс. тонн грузов и примерно 1 млн долл. выручки из-за «итальянской забастовки». Докеры требуют включить в новые коллективные договоры пункт, предписывающий администрации согласовывать с профсоюзом все без исключения трудовые и социальные нововведения. «Минимум наших требований -- это перезаключение ранее действовавших договоров на новый период. Работодатель отказывается, стремясь выхолостить содержание прежних договоров изъятием или извращением основополагающих пунктов», -- говорит глава комитета профсоюзов докеров Александр Моисеенко. Забастовщиков не останавливает даже то, что в результате стачки их зарплата, в среднем составляющая 900--1100 долл., из-за уменьшения нормы выработки упадет примерно на 300 долл. Не впечатляют их и обещания руководство ОАО увеличить страховые выплаты и индексировать зарплату. Менеджеры порта готовы согласовывать с докерами лишь вопросы сокращений и увольнений, а в части изменений зарплаты -- учитывать мнение профсоюзов.
В неофициальных беседах представители руководства порта говорят, что докеры могут быть оружием в руках неназываемых рейдеров, которые стремятся установить контроль над ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», или, по крайней мере, ослабить влияние в нем НЛМК. Об этом свидетельствует обращение в адрес правительства и администрации президента заместителя думского комитета по труду и социальной политике Олега Шеина, который требует национализировать порт, «учитывая стратегическую важность». Депутат Шеин поддерживает забастовщиков, а те вполне согласны с требованиями передать компанию в руки государства -- вероятно, для последующей перепродажи. Юридический консультант портового комитета профсоюзов Михаил Попов вчера на пресс-конференции прямо заявил, что нужно перекупить у группы Лисина пакет акций порта, чтобы у НЛМК не было над ним контроля.
В Смольном очень озабочены ситуацией в порту -- и не только из-за того, что страдает тщательно пестовавшийся последние годы имидж города как инвестиционно привлекательной транспортной столицы России. Городу принадлежит 28,75% акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», и Петербург хотел бы продать этот пакет с наибольшей выгодой, однако любые конфликты вокруг компании уменьшают шансы на такую сделку. Вице-губернатор Юрий Молчанов недавно сказал журналистам, что очень озабочен как падением грузооборота в порту (он снизился за первое полугодие на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем спад зарегистрирован впервые за много лет), так и отсутствием серьезных инвестиций. А вот в Минтрансе, похоже, эти чувства не разделяют. «Уверен, что она (забастовка) никак не повлияет на грузооборот питерского порта. Считаю, что это несерьезно с точки зрения остановки питерского порта. Я знаю, что сейчас профсоюзы и работодатели подписывают соглашение», -- сказал вчера журналистам в Петербурге министр транспорта Игорь Левитин.
Время новостей ,
31.08.2005