|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Морской порт дешевеет на глазах
30.08.2005 00:01
Как стало известно Ъ, Смольный решил отложить на 2006 год приватизацию городского пакета в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Как рассказали Ъ в КУГИ, поводом послужил тот факт, что план по доходам от продажи имущества на 2005 год уже выполнен. Между тем, как указывают наблюдатели, с акциями Морского порта Смольному необходимо расстаться именно сейчас: выручка компании стремительно падает, а грузооборот уменьшается. Аналитики не исключают, что в будущем году продавать Смольному будет уже нечего. О намерении продать свой пакет в ОАО "Морской порт" Смольный объявил летом 2004 года. Тогда вице-губернатор Михаил Осеевский даже уточнил имя потенциального покупателя, с которым чиновники вели переговоры, -- им был "господин Лисин", собственник НЛМК. Чем завершились переговоры, неизвестно, однако вскоре пакет и в самом деле был выставлен на продажу, а НЛМК объявил о своем желании его приобрести. Немного позже, в конце 2004 года, Смольный объявил о желании продать свой пакет вместе с федеральным в расчете на то, что за более крупный пакет можно было бы дополнительно получить премию. Однако это решение было пересмотрено: в начале лета 2005 года Смольный выпустил распоряжение, согласно которому аукцион по городской доле в Морском порту должен был состояться во втором-третьем квартале нынешнего года. Аналитики тогда оценили пакет города в $2-4 млн. Теперь Ъ стало известно, что Смольный решил и вовсе не продавать акции Морского порта в этом году и перенести сделку на 2006 год. Как рассказал Ъ заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов, план по доходам от приватизации на этот год бюджет уже выполнил -- в основном благодаря реализации пакета акций гостиниц. Стало быть, никакой необходимости в спешке нет, поэтому Морской порт будет продан в первом-втором квартале следующего года. Логичное на первый взгляд решение чиновников может на самом деле обернуться потерями для городского бюджета -- не исключено, что через год цена пакета снизится в несколько раз или же вовсе упадет до нуля. В настоящий момент в Морском порту происходят несколько взаимосвязанных процессов, которые в краткосрочной перспективе могут привести к заметному снижению стоимости компании. Так, по данным самого Морского порта, выручка компании за первое полугодие 2005 года составила 314,6 млн рублей, что на 36,7% меньше, чем за аналогичный период 2004 года, а чистая прибыль упала и вовсе на 71,7% -- до 7,13 млн рублей. В принципе, снижение доходов можно было бы объяснить падением грузооборота, который также случился в первой половине этого года, однако производственные показатели предприятия снизились всего на 4,4%. Причины столь существенного снижения выручки в самом Морском порту объяснить не смогли. А директор проектов информационно-аналитического агентства SeaNews Алексей Безбородов считает, что финансовые потоки из головной компании постепенно переводятся в дочерние стивидорные -- "больше им и деваться некуда". При этом сам Морской порт имеет в них всего по 19% акций, а остальные принадлежат мажоритарному акционеру предприятия Jysk Stalindustri Aрs. Другой тенденцией, отрицательно влияющей на привлекательность компании, является стабильное снижение грузопотока. Если по итогам полугодия падение составило 4,4%, то за семь месяцев 2005 года -- уже 7,8%. "Лидерами падения" стали удобрения, руда, уголь и зерно. Причем наблюдатели называют эту тенденцию долгосрочной. Например, указывает господин Безбородов, удобрения выгоднее грузить на недавно построенном и современном Балтийском балкерном терминале, нежели на Первой стивидорной компании; падение объемов перевалки зерна вызвано введением в строй портов на юге России и Украины, а руды и угля -- ростом железнодорожных тарифов. Наконец, с июля в Морском порту началась "итальянская" забастовка докеров, которая также сыграла свою роль в снижении грузооборота, -- за время акции протеста компания потеряла примерно $2 млн. Сегодня же забастовка из "итальянской" превратится в настоящую: каждая смена докеров будет приостанавливать свою работу на один час. По оценкам исполнительного директора Морского порта Бориса Ослана, из-за "часовой" забастовки стивидоры будут терять около $1 млн в месяц. "Я не исключаю, что городской пакет акций в 2006 году не будет стоить ничего", -- полагает Алексей Безбородов из SeaNews.
Коммерсант-СПб ,
30.08.2005
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |