Как стало известно «Смене», в Интернете организован сбор подписей против установки в Москве скульптурных работ Зураба Церетели. В частности - памятника лауреату Нобелевской премии поэту Иосифу Бродскому. Сайт акции под названием «Спасем Бродского! Церетели - вон из Москвы!» был запущен вечером 4 августа. К полудню 5 августа, то есть менее чем за сутки, свою ненависть к «бронзовым монстрам Церетели» высказали более 200 человек. Корреспондент «Смены» обратился за комментариями к самому Зурабу Константиновичу.
«Место Бродского - в Питере!..»
- Я очень любил и люблю Бродского, - начал Церетели. - Мы контактировали. Как вы понимаете, это было очень давно, когда он еще жил в Ленинграде. Потом Иосифа арестовали, затем освободили, а потом он оказался в вынужденной эмиграции. Я продолжал общаться, но уже с его мамой. Даже тогда, когда соседи к ней не заходили, боялись.
Много лет спустя мы встретились с Бродским в Нью-Йорке. У него были слезы на глазах. Иосиф говорил, говорил - его невозможно было остановить! Хотелось выговориться. Больше мы не виделись - через три месяца он умер.
Тогда-то у меня и сложился образ Бродского: половина - тюрьма, половина - Нобелевская премия. Таким я его и создал: левая половина - в ватнике, правая - в нобелевской мантии. И представил на конкурс, который проводился в Петербурге. Но здесь выбрали какую-то стелу. Решили - делайте. Дай бог!
Я своего Бродского увеличил. Его увидел мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков и загорелся идеей: «Мы должны создать в столице площадь или парк Бродского! Подумай, где». Слова мэра - поручение. И вот теперь хожу ищу. В современных парках, на фоне современной архитектуры, не хочу ставить Бродского. А в старых районах не так просто найти ему место. Тем более что я хочу найти такой уголок, чтобы он был похож на Ленинград Бродского.
Петербуржцы могли видеть моего Бродского на недавней выставке в Манеже. Но там почему-то зрительский акцент был не на Бродском, а на Высоцком. В России поэзия Иосифа Брод-ского по достоинству еще не оценена. Его не только англичане, французы - вся Европа на руках готова была носить! Посмотрите, на сколько языков переведены его книги. В университетах многих стран изучают философию Бродского! Другой такой величины в современной России нет. Вы, петербуржцы, представить себе не можете, какой человек родился в вашем городе! Я на что намекаю? Место Бродского здесь. А я ищу его в Москве.
«…а Петра - у «Прибалтийской»
- На выставке в Петербурге также был один из моих Петров. Он встречал людей при входе в Манеж. Закончилась выставка, меня попросили, и я оставил вам Петра. Я стал благодарственные письма получать. И предложения, где установить. Предлагали в международном аэропорту «Пулково». Чтобы встречал гостей. «Все флаги в гости к нам». Я остановил свой выбор на площади перед гостиницей «Прибалтийская». Будет решение правительства - пожалуйста, поставлю.
Знаю, что среди петербуржцев найдутся противники, которые будут говорить, что не место ему там. Ничего удивительного. История искусств знает множество подобных примеров. Самый яркий - Эйфелева башня. Сохранились высказывания выдающихся людей Франции, протестовавших против этого «монстра». А сейчас без башни невозможно представить Париж! Можно привести и противоположные примеры. Сколько в Советском Союзе, пока строили коммунизм, соорудили памятников Ленину, Сталину, Дзержинскому, Марксу? Никто не возражал. Все были «за». Пока не началась перестройка.
Так же и мой московский Петр. Сейчас очень многие москвичи извиняются передо мной - и письменно, и устно. Художница мне говорит: «Ко мне пришли и сказали: подпишите!» Что-то подарили. В общем, как всегда, взятки, взятки! И она подписала. Не глядя. Потому что - Церетели! А потом пошла взглянуть на Петра. И ко мне - с извинениями. Так что не надо торопиться с выводами!
Смена ,
10.08.2005