В Санкт-Петербург вернулся морской министр российской империи
Вчера в Северной столице состоялась церемония перезахоронения праха Ивана Григоровича – последнего морского министра Российской империи.
Григорович родился в 1853 году, окончил петербургский Морской корпус. Во время Русско-японской войны командовал броненосцем «Цесаревич» порт-артурской эскадры. Впоследствии возглавлял штаб Черноморского флота, в 1909 году назначен заместителем морского министра, а с 1911 по 1917 год был морским министром России.
После Октябрьской революции он некоторое время числился в Морской исторической комиссии по изучению опыта Первой мировой войны, а в 1923 году с разрешения советских властей покинул родину и эмигрировал во Францию.
Григорович скончался во Франции в 1930 году и был захоронен на кладбище города Ментон. Перед смертью он завещал похоронить себя в Петербурге. На фамильном склепе Григоровичей, что на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, есть надпись, начертанная рукой Григоровича: «Здесь прошу дочерей похоронить меня».
15 июля 2005 года отряд кораблей Черноморского флота РФ в составе гвардейского ракетного крейсера «Москва» и сторожевого корабля «Пылкий» зашли в порт Ментона на Лазурном берегу Франции, где взяли на борт урну с прахом адмирала Григоровича. 24 июля ракетный крейсер «Москва» доставил останки Григоровича в Новороссийск, а оттуда прах адмирала был военным самолетом доставлен в Санкт-Петербург.
Под звуки военного оркестра гроб с прахом Григоровича был перенесен из катафалка ко входу в Адмиралтейство и установлен около памятной доски, на которой выбита надпись: «В этом здании в 1909–1917 годах работал видный деятель российского флота, последний морской министр Российской империи генерал-адъютант адмирал Иван Константинович Григорович. 1853–1930».
Открывая торжественную церемонию, заместитель главкома ВМФ РФ Михаил Захаренко сказал, что «сегодня восторжествовала историческая справедливость: гроб с прахом человека, которому Россия обязана возрождением своих военно-морских сил после катастрофы в Русско-японской войне, доставлен на родину… Иван Григорович волею судьбы оказался последним, 18-м по счету, морским министром, какого не имела Россия со времен Петра Великого. Он жил там, где и служил, в казенной квартире при Адмиралтействе. И его волновали не комфорт и застолья, а флот, флот и еще раз флот… Сегодня, когда перед Российской Федерацией стоит задача по реформированию и модернизации флота, имя Ивана Григоровича должно стать примером для руководителей Военно-морского флота».
На траурном митинге выступила внучка Григоровича Ольга Панина. Она поблагодарила от имени родственников последнего морского министра России всех, кто принимал участие в организации возвращения его праха на родину. Затем прочитала строки из дневника деда: «18 марта 1911 года я возглавил морское ведомство, взяв на себя огромную ответственность перед государем и отечеством. Я постараюсь приложить все усилия, чтобы оправдать доверие монарха, сделать так, чтобы государство гордилось своим флотом». Ольга Панина высказала пожелание, чтобы один из военных кораблей ВМФ России был назван именем адмирала Григоровича.
После завершения гражданской панихиды траурная процессия отправилась в Александро-Hевскую лавру, где гроб с прахом адмирала поместили в фамильный склеп Григоровичей, там покоится и его жена Мария Николаевна.
НГ ,
27.07.2005