В прошлом году, пустив в эксплуатацию вантовый мост, городские власти сняли проблему всесезонного проезда через Неву. Но нагрузка на остальные семь невских мостов после пуска их вантового "собрата" отнюдь не уменьшилась. Строить новые мосты - значит нарушить историческую застройку. Поэтому чиновники решили остановиться на альтернативе мостам - тоннелях, первый из которых должен связать Смольнинскую набережную с Пискаревским проспектом к концу 2007 года.
Первую попытку пробить тоннель под главной рекой города предпринял Анатолий Собчак. В 1994 году он издал распоряжение о создании акционерного общества для сооружения тоннеля, но на этом все и закончилось. Губернатор Яковлев пошел дальше: при нем в 2002 году разработали технический проект подводного сооружения длиной 924 метра. Однако и на этот раз красивые чертежи и схемы не воплотились в реальность.
Виной всему, считают специалисты, отнюдь не попустительство властей, а отсутствие в те годы необходимой техники, с помощью которой можно построить такое сложное сооружение. Сейчас технические проблемы решены, вот почему уже Валентина Матвиенко решила предпринять очередную - третью по счету! - попытку прокладки тоннеля. "Если мы не займемся строительством тоннелей сейчас, то никогда не решим транспортную проблему в городе", - сказала госпожа губернатор на одном из недавних совещаний в Смольном.
Со щитом или на щите?
Не успела Валентина Матвиенко объявить решение о возобновлении проектных работ, как тут же нашлись иностранные компании, которые выдали питерскому правительству практически готовый проект тоннеля. Они даже предложили использовать свой горнопроходческий щит - главное орудие труда современных тоннельщиков. С условием, что Санкт-Петербург купит его после прокладки тоннеля.
Но в Смольном не стали торопиться. Валентина Матвиенко первым делом распорядилась подготовить к 1 июня 2005 года проект контракта с фирмой, у которой будет закуплен горнопроходческий щит, что обойдется бюджету от 30 до 40 млн. евро. С помощью одного щита диаметром 13 метров можно построить около 20 километров тоннелей.
К 1 июля 2005 года будет готова программа тоннельного строительства в Санкт-Петербурге, а к 1 августа должен состояться тендер на проектирование тоннеля от Пискаревского проспекта до Орловской улицы. Интерес у крупного капитала вложиться в проект налицо: проезд по тоннелю будет платным.
Если правительству Санкт-Петербурга удастся построить тоннель, а руководству Ленинградской области - новое многофункциональное здание ЗакСа и правительства с вертолетными площадками, остекленными фасадами и спецпристанью для речных судов, это не только позволит решить транспортную проблему, но и кардинальным образом изменит внешний облик Смольнинской набережной.ТОННЕЛЬ ПОД НЕВОЙ от Пискаревского проспекта до Орловской улицы с учетом расходов на проходческое оборудование обойдется бюджету от 9,7 до 11,2 млрд. рублей. Предполагается проложить две ветки тоннеля - по две полосы движения в каждой. Длина ветки составит 1,5 - 1,6 км, диаметр - 12,75 - 14,2 метра, нижняя точка тоннеля расположится на глубине 38 м, проезжая часть пройдет на 35 метров ниже уровня воды. Предполагаемая пропускная способность - от 40 до 60 тысяч автомобилей в сутки. Проезд по тоннелю будет платным - от 10 до 15 рублей, что позволит окупить проект за восемь лет.
КСТАТИ
В 2002 ГОДУ финны заявили о планах проложить железнодорожный супертоннель по маршруту Хельсинки - Берлин - Санкт-Петербург, по которому смогут перемещаться и пассажиры, и автомобили - в вагонах и на платформах железнодорожных составов. Тоннель собираются проложить под Финским заливом на глубине 10 - 15 метров. Его пропускная способность - 800 тысяч машин, два миллиона тонн грузов и восемь миллионов пассажиров. Стоимость проекта - 1,5 млрд. долларов. Первоначально говорилось о том, что супертоннель может вступить в строй к 2007 году, но в последнее время проектировщики предпочитают не называть конкретных сроков.
Вечерний Петербург ,
5.05.2005