Питерские власти разъезжают исключительно на иномарках. Причем сугубо представительского класса. Раньше предпочтение отдавалось "Ниссанам". Теперь в фаворе "Вольво". Последний раз чиновники обновили свой автопарк полгода назад. Закупка 68 машин обошлась бюджету в 2,5 миллиона долларов.Автопарк культуры
До середины 90-х городские власти ездили исключительно на "Волгах". На федеральном уровне была такая мода. Лишь в 1994 году руководство Смольного пересело на "Вольво-940". Как рассказывают очевидцы, автомобили были изначально закуплены для Игр доброй воли. После же были отданы мэрии. В числе прочих на "Вольво" разъезжал тогдашний глава комитета по внешним связям Смольного Владимир Путин. С "Вольво" было связано и несколько печальных событий, создавших Петербургу образ криминальной столицы. Именно в этих автомобилях расстреляли вице-губернатора Михаила Маневича и взорвали депутата Законодательного собрания Виктора Новоселова.
Следующая смена авто горадминистрации произошла через семь лет. В 2001 году предпочтение при закупках машин было отдано "Ниссанам". 30 автомобилей "Ниссан Максима" поступило в распоряжение членов правительства Петербурга и начальников комитетов. Еще столько же "Ниссанов Примера" разошлось по районным администрациям. Рассказывают, что машины были куплены хоть и представительского класса, но одни из самых дешевых (27,5 тысячи долларов). "Там даже подогрева сидений не было", - возмутился чиновник, пожелавший остаться неизвестным. "Ниссаны" прослужили Смольному три года, заменить их решили летом прошлого года, опять же на "Вольво". 50 машин "Вольво-СбО" достались депутатам ЗакСа, а 18 автомобилей "Вольво-С80" ушли руководству горадминистрации. А между тем депутаты вплоть до последних закупок "Вольво" ездили исключительно на "Волгах". Обновление автопарка обошлось бюджету в 71,5 миллиона рублей.
Первые лица города в своих автопредпочтениях стараются выделяться. Губернатору Петербурга Валентине Матвиенко в наследство от Владимира Яковлева достался специальный удлиненный БМВ-745. Стоит такой "бумер" более ста тысяч евро. Салон отделан кожей и деревом, имеется подогрев сидений, холодильник, телефон с двумя беспроводными трубками, телевизор, системы громкоговорителей, навигации и голосового управления. У спикера Заксобрания Вадима Тюльпанова авто "попроще". Это "Мерседес-С500", который он получил летом вместо "Вольво-С80". С этим "Мерседесом" была связана забавная история. Рассказывают, в начале осени Тюльпанов поехал на нем порыбачить в выходные и увяз где-то на дорогах Ленобласти. Недешевую машину вытаскивали трактором, после чего "мере" сломался окончательно. Ремонт "Мерседеса" якобы продолжался две недели.
Политики "подсели" на колеса
Депутат Законодательного собрания член "Демократической" фракции Сергей Гуляев, например, в рабочее время с удовольствием ездит на казенной "Вольво". В нерабочее - с еще большим удовольствием на своем мотоцикле. "На машине часто стоишь в пробках, а мотоцикл дает ни с чем не сравнимое ощущение свободы", - признается депутат. Правда, в позапрошлом году Сергей Владимирович попал в аварию, но, к счастью, отделался лишь переломом руки. Он также счастливый обладатель четырнадцатилетнего "Мерседеса", ремонтом которого занимается только сам, как, впрочем, и ремонтом мотоцикла. Супруга народного избранника отдает предпочтение отечественным маркам и ездит на ВАЗ-2106. На дачу же семья Гуляевых иногда ездит на электричке.
Председатель комитета по экономическому развитию горадминистрации Владимир Бланк также очень часто попадает в пробки на служебном автомобиле, но пытается относиться к ним спокойно. Из общественного транспорта он предпочитает метро, троллейбус и такси. В его семье есть автомобиль, но сам Владимир Бланк за руль садится не часто. Хотя его водительский стаж приближается к десяти годам.
Депутату ЗакСа "яблочнице" Наталье Евдокимовой служебный автомобиль очень кстати. В нем можно вздремнуть между мероприятиями. Она прекрасно относится к отечественным автомобилям, но "Волга" очень часто ломалась, а вот нынешняя "Вольво" - удобный, крепкий автомобиль и не доставляет лишних хлопот. Единственное, что может огорчить Наталью Леонидовну - это пробки. Однажды из-за пробок она опоздала сразу на два мероприятия; чтобы не опоздать и на третье, Наталья Евдокимова вышла из машины и дошла пешком. Кстати, в выходные депутат часто ходит пешком и ездит на метро. В личном автомобиле она не нуждается, так как водить все равно не умеет, да и заниматься машиной "совершенно нет времени".
Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский, как и его коллеги, пользуется услугами водителя и служебной "Вольво". Но в свободное от работы время часто ездит на автобусах, чтобы посмотреть, хорошо ли работает общественный транспорт. Однажды, как рассказывают очевидцы, господин Осеевский оплатил проезд, но билет ему не выдали. Возмущению вице-губернатора не было предела. Так что общественный транспорт Санкт-Петербурга находится под бдительным контролем Михаила Осеевского.
Еще один депутат Законодательного собрания, член фракции ЛДПР Владимир Белозерских, с удовольствием пересел бы на "Волгу", так как "Вольво" для него слишком тесный автомобиль. Он, как выяснилось, большой поклонник отечественного автопрома. В его коллекции есть "Ока" серебристого цвета, восьмилетняя "Волга" и "Нива", на которой он часто участвует в любительских автогонках по сельским дорогам. В семье Белозерских водят все и относятся к автомобилям очень тепло.
Парламентарий-"единоросс" Сергей Анденко тоже предпочитает отечественные автомобили. Когда-то у него был ВАЗ-21099, сейчас он обзавелся УАЗом - настоящим крепким российским внедорожником.
Лидер заксовской фракции "Единая Россия" Вадим Лопатников за рулем собственного автомобиля уже очень давно. Стаж 24 года. Его первым автомобилем был ВАЗ-2103. Сейчас Вадим Сергеевич - обладатель "Ниссана Примеры". Но сам им не занимается. Предпочитает услуги автосервиса. Общественный транспорт часто выручает депутата, если куда-то нужно быстро добраться, а на дорогах пробки.
"Начнем монетизацию с себя!"
С таким предложением к коллегам обратился депутат Заксобрания Сергей Никешин. На рассмотрение парламента он вынес законопроект, предполагающий замену служебных авто денежными компенсациями чиновникам.
- За вашу инициативу коллеги назвали вас популистом...
- Те, кто называют меня популистом, даже не удосужились заглянуть в словарь иностранных слов и узнать, что это слово на самом деле означает. Я же исхожу из простых вещей. Что бы кто ни говорил, а персональный автомобиль - это льгота. И она защищена от инфляции. Если и дальше будут расти цены на нефть, они будут раскручивать инфляцию. Соответственно подорожает и содержание госмашин, которое напрямую зависит от цен на бензин. В результате за год в 1,5 раза увеличиваются расходы на содержание автопарка. Это экономический аспект.
- Есть и социальный?
- Конечно. Так получается, что мы на народе оттягиваемся, говорим, что нужно льготы монетизировать, а сами что? Нужно монетизацию с себя начать. Перед госучреждениями выстраиваются иномарки одна круче другой. Такая своеобразная ярмарка тщеславия. Ведь как объясняли необходимость монетизации - живые деньги пойдут в оборот, начнет работать экономика, в бюджет же эти средства вернутся в виде налогов. Кроме того, освободятся водители, которые смогут пойти работать на общественном транспорте, работники автопарков. По городу будет меньше пробок, ведь чиновников возят тысячи машин.
- Вы предлагаете вообще лишить чиновников автомобилей?
- Я предлагаю оставить минимальное количество персональных автомобилей для руководства Заксобрания, губернатора Петербурга и вице-губернаторов. Каждый служебный автомобиль обходится бюджету в гигантские деньги. Например, депутатские "Вольво-СбО" стоят 150 тысяч рублей ежемесячно. Сюда включена работа водителя, амортизация, бензин, ремонт. Я же предлагаю вместо авто предоставлять чиновникам 20 - 25 тысяч рублей в месяц. По тысяче на один рабочий день. Человек сам сможет выбрать, брать ему такси или нанимать водителя с машиной. А то как получается - приехал утром человек в Мариинский, вечером уехал домой, а все остальное время машина стоит без дела. Все крупные чиновники имеют собственные машины и получают неплохие зарплаты. Я за прошлый год получил 800 тысяч рублей зарплаты, неужели за эти деньги нельзя организовать себе транспорт?
- Сколько денег из бюджета уходит на автомобили чиновников?
- На данный момент в бюджете заложено около миллиарда рублей на содержание автопарка чиновников. Если же к этому добавить ГУПы (государственные унитарные предприятия), принадлежащие городу, то общая цифра увеличится до полутора миллиардов. Этих денег могло бы хватить и на выплаты льготникам, и на многие другие проекты. По моим расчетам, эту сумму можно уменьшить в десять раз, до 150 миллионов в год.
- Может, пойти с этой инициативой на федеральный уровень?
- Я уже написал во многие инстанции: в Госдуму, в президентскую администрацию. Предложил монетизировать эту льготу для чиновников и на федеральном уровне. Зачем искать в бюджете деньги, если можно просто провести такую реформу. Ведь все кому не лень имеют служебные автомобили. И многим они совершенно не нужны. Например, в Петербурге комитет финансов имеет в собственности 17 автомобилей, не считая тех, которые возят вице-губернатора, курирующего комфин, и начальника комитета. Целый мини-парк. И такая ситуация во многих комитетах Смольного. Или ГУП "Водоканал", который тратит 40 миллионов рублей в год на содержание своего автопарка. Соответственно, эти деньги не поступают в бюджет. Получается, что тарифы на воду растут вслед за ценами на бензин.
- Сами на служебном автомобиле передвигаетесь?
- Езжу на своем автомобиле - "Мерседесе". Я не бедный человек и могу себе это позволить. У себя же в округе я передвигаюсь на "Волге", потому что и удобнее, и перед избирателями на "Мерседесе" неудобно ездить.
Законодательное собрание почин "единоросса" Сергея Никешина не поддержало. Лишь 14 депутатов проголосовали "за": часть фракции "ЕдРа", "Демократической" и "Родины".
МК в Питере ,
20.04.2005