Санкт-Петербургская лесотехническая академия имени Кирова замерла в ожидании большого скандала. Все взоры устремлены на ректора Владимира Онегина. Профессор, доктор технических наук, уважаемый человек, занимающий пост руководителя академии около 20 лет, уходит в отставку. И хотя формальная причина ухода звучит как "истечение срока полномочий", реальная картина происходящего выглядит не так мирно. Более того, события в академии сложились таким образом, что господину Онегину может грозить потеря не только репутации, но и свободы.
Лесной криминал
Судя по всему, уголовное дело в отношении Владимира Онегина на подходе: областная прокуратура примет соответствующее решение уже на днях. Говорить об этом столь уверенно позволяет та очевидность нарушений, что уже обнаружена сотрудниками ГУ МВД по Северо-Западу в деятельности ректора Лесотехнической академии за последние годы, цена которых только по предварительным оценкам не менее 300 миллионов рублей.
Оперативной разработкой 69-летнего Владимира Онегина занималось Оперативно-розыскное бюро (ОРБ) ГУ МВД РФ по Северо-Западу. Речь поначалу шла о расхищении бюджетных средств при производстве ремонтных работ в зданиях академии. А затем появилась информация о деятельности Охтинского учебного опытного лесхоза. Судя по результатам проверки ОРБ, здесь в отличие от банального "расхищения "ремонтных денег", интрига аферы была закручена с невероятным безрассудством, если не сказать больше.
На территории Охтинского лесхоза, абсолютной вотчины Лесотехнической академии, строится одна из частей кольцевой автодороги. Проект КАД, как известно, отличается не только своими финансовыми масштабами, но и той степенью значимости, которую ему придает федеральная власть.
Все началось с того, что бывший тогда еще председатель правительства Михаил Касьянов издал в 2001 году распоряжение, разрешающее строительство участков первой очереди КАД еще до утверждения рабочих документов (включающих в себя технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию). Такая спешка была объяснима и вполне оправданна: в противном случае на формальное составление документов по уже решенным вопросам ушло бы несколько месяцев, а вместе с ними и сезон - конец весны, лето и начало осени, самое благоприятное время для проведения ремонтных работ.
В результате были согласованы участки в лесных массивах, в том числе и на территории Охтинского лесхоза, предназначенные под вырубку леса. А затем тот же Касьянов подписал еще одно распоряжение, где был прописан порядок перевода предназначенных под КАД лесных земель в нелесные. Все было сделано на редкость оперативно, и, казалось, теперь ничто уже не способно повлиять на общий ход работ.
Но в процесс внезапно вмешался директор Охтинского лесхоза господин Романов, который отказал строителям в выдаче лесорубочных билетов. Строители настаивать не стали. Подгоняемые графиком, они начали вырубку просеки без порубочных билетов. А всю ответственность за действия строительных организаций взяла на себя Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга Минтранспорта России. Благо существовала подстраховка в виде распоряжений Касьянова. Но директор лесхоза все равно посчитал вырубку незаконной и стал оформлять акты о лесонарушениях, фиксируя размер ущерба. По данным ОРБ, директор Охтинского лесхоза действовал по прямому указанию ректора Лесотехнической академии, который не мог не знать, что происходит на вверенной ему территории, тем паче он был знаком с сутью распоряжения Касьянова.
Этот произвол закончился плачевно. Наложенный запрет на использование строителями спиленных деревьев плюс собственная бездейственность руководства лесхоза и академии по сохранению снятого плодородного слоя почвы привели к тому, что большое количество спиленных деревьев вообще не было вывезено из леса. Всего было вырублено около 80 тысяч кубометров. Часть деревьев сгнила, часть пропала бесследно. А плодородный слой земли на площади более 300 тысяч квадратных метров был испорчен безвозвратно.
...Сам Владимир Онегин буквально в штыки воспринял известие о том, что академией заинтересовались правоохранительные органы. Дошло до смешного, когда ректор, ссылаясь на коммерческую тайну, отказался предоставить для анализа финансовую документацию Лесотехнической академии. Но Федеральное агентство по образованию возражать против оперативно-розыскных мероприятий в здании академии не стало, и изъятие финансовой документации было произведено. По итогам первоначальной проверки ОРБ уже сейчас выявлено, в частности, несоответствие реальных объемов произведенных ремонтных и научно-исследовательских работ объемам, указанным в актах приемки, подписанных проректорами: по учебной работе - Чубинским и по научной и международной деятельности - Селиховкиным. Точный размер завышения смет покажет экспертиза.
Общее резюме проверки ОРБ звучит сурово, почти как приговор: "В действиях Онегина В. И. усматриваются признаки преступления, предусмотренного частью 3 статьи 285 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями", то есть, используя свои служебные полномочия, вопреки интересам службы и государства, из личной заинтересованности, выражающейся в карьерных устремлениях и необоснованных утверждениях своего единоначалия, совершил умышленные действия, которые причинили значительный материальный ущерб федеральному бюджету и существенно нарушили охраняемые законом интересы государства".
Такова фабула событий, которые в данный момент рассматривает прокуратура. Но за скобками остается многое - сама Лесотехническая академия.
Классовая борьба
Грядущую отставку ректора в академии ждут с нескрываемым нетерпением. Ждут и боятся: кто придет на смену? От нового ректора зависит судьба Лесотехнической академии. Высокопарности здесь нет ни на йоту. Уж слишком удручающе выглядит старейшее учебное заведение, в котором на фоне обветшалых стен может разгореться настоящая классовая борьба. Кстати, сами сотрудники академии видят прямую взаимосвязь между тем, как легко Минобразования фактически "сдало" Онегина, и тем социальным бунтом, который уже давно зреет в стенах этого образовательного учреждения. Уж слишком велик оказался разрыв между правящей элитой академии и ее рядовыми сотрудниками, не заметить который не смогли даже в Москве.
В прошлом году Лесотехническая академия имени Кирова отмечала юбилейную дату - 200 лет со дня основания. Из федерального бюджета по этому поводу было выделено порядка 60 миллионов рублей. 25 миллионов рублей в 2004 году уже пришли на счет академии. Судьба их неизвестна. На ученом совете вопрос их распределения поднимался не раз. Но все тщетно. "На ученом совета вопросы не рассматривают, а расслушивают", - иронизируют преподаватели.
Никто не держит отчет и по расходованию так называемых "студенческих денег" (плата за коммерческое обучение), которые составляют львиную долю внебюджетного финансирования - порядка 50-60 миллионов рублей. По свидетельству одного из преподавателей, 50 процентов этой суммы уходит не на преподавательскую зарплату, а на общеакадемические расходы, например на оплату счетов мобильных телефонов администрации. Роскошь непозволительная, учитывая, в каком аховом состоянии находится сама академия. Полноценного ремонта здесь не было давно. А то латание дыр, которое происходит сейчас, вызывает лишь горькую усмешку. Гордость академии - читальный зал со старинной дубовой мебелью отремонтировали так, что пришлось его и вовсе закрыть. Из новых окон за 40 тысяч рублей сифонит так, что уже привычный холод в аудиториях (котельная-развалюха дает максимум 14 градусов тепла) кажется тропиками.
Абсурда немало. И касается он не только хозяйственной деятельности. По свидетельству ряда сотрудников, в академии был сформирован пакет научных заказов сторонним организациям, которые, по их словам, могут оказаться фиктивными. Вопрос традиционен: а куда же все-таки ушли деньги?
...22 марта состоятся выборы нового ректора Лесотехнической академии. Что это будет - очередное собрание партхозактива или свободные демократические выборы с участием всего преподавательского и студенческого корпуса - зависит сегодня в первую очередь от действующего ректора Владимира Онегина. Его решение станет ответом на многие вопросы.
Сам Владимир Иванович "Тайному советнику" в комментарии отказал: "Пока академии и мне лично не предъявят официальных обвинений, я ничего говорить не буду".
Тайный советник ,
15.03.2005